История

Историки назвали убийство слабых младенцев в Спарте мифом

Археологические и исторические данные свидетельствуют, что древние греки не избавлялись от детей, родившихся с нарушениями или просто слишком слабыми, а заботились о них.

Древняя Греция — а особенно Спарта — всегда описывается как крайне суровое общество, ориентированное на развитие физической силы, выносливости и ведение войн. Всем известно, что болезненных и увечных младенцев спартанцы даже не старались выхаживать, просто сбрасывая их со скалы. Однако это представление, по-видимому, всего лишь легенда, не находящая надежных подтверждений. К такому выводу пришла Дебби Снид (Debby Sneed), историк из Университета штата Калифорния в Лонг-Бич, статья которой опубликована в журнале Hesperia.

Сюжеты о детоубийстве среди спартанцев можно проследить как минимум до Плутарха. В жизнеописании Ликурга он писал: «Если же ребенок был тщедушным и безобразным, его отправляли к Апофетам (так назывался обрыв на Таигете), считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе». Поколения историков принимали это как данность, хотя Плутарх и писал о событиях, происходивших за сотни лет до него. Тем не менее инфантицид строго табуирован в большинстве сообществ, и греки тут вряд ли были исключением.

Некоторые историки активно доказывают, что утверждение Плутарха было неверным, и в Спарте, как и других государствах Древней Греции, слабых и больных детей все же старались выхаживать, а не уничтожать. Так, в начале 2000-х археологи провели раскопки близ той самой вершины, с которой, по легенде, сбрасывали «неправильных» младенцев, не найдя никаких останков детей, только взрослых. Многочисленные детские останки были найдены в окрестностях Афин, однако детальный анализ показал, что все они, по-видимому, умерли в силу естественных причин, во время родов или вскоре после: младенческая смертность в Древней Греции была высокой и без дополнительного вмешательства.

Более того, среди этих скелетов нашелся и один, сохранивший следы тяжелой гидроцефалии, скопления жидкости в головном мозге. Такое нарушение ведет к деформации черепа и явно заметно с рождения, тем не менее младенец прожил шесть-восемь месяцев, прежде чем умер, все это время получая уход и заботу. Дебби Снид приводит и другие аргументы в пользу большей гуманности древнегреческого общества. В частности, она упоминает запись неизвестного медика того времени, который около 400 года до нашей эры описывал уход за людьми «сухорукими с рождения» — то есть такими, инвалидность которых была очевидна еще в младенчестве, но они все же доживали до взрослого возраста.

Кроме того, бутылочки с горлышком, которые археологи обнаруживают по всей Греции, сохранили следы детских зубов и, по мнению Снид, могли использоваться для выкармливания младенцев с «заячьей губой» — расщепленным небом. Наконец, древнегреческое искусство и хроники время от времени изображают взрослых персонажей с тяжелыми врожденными нарушениями. Так, одна нога Агесилая II была короче другой, приводя к серьезной хромоте, что не помешало ему стать спартанским царем.

Комментарии

  • Историки давно поставили под сомнение и сам " спартанский образ жизни". Ни кто не отказывал себе даже в толике комфорта)

    • Не вся история прямолинейна и равномерна в вакууме.

      Разные периоды могли быть в истории Спарты. В какие-то моменты могли начать "к людЯм относиться помягше, на вопросы смотреть поширше". Возможно, когда ентот царь хромоногий к власти когда пришел. Может быть, лично у него такие проблемы и были в семье. И чтобы 2 раза не вставать, изменил конституцию.

      • Спартанский образ жизни и войны привели в итоге к очень сильному дефициту самих спартариотов. Пришлось ставить под знамена периэков и даже илотов. Тут уж точно детьми разбрасываться было грех.

    • Ни кто не отказывал себе даже в толике комфорта)

      у них вроде были общие столовые с одинаковым меню для всех. Не всем это нравилось, конечно. Некоторые потом шли домой и догонялись там деликатесами. Другие над ними издевались. В общем, проблем было много.

  • Спартанцы подвела самоуверенность победителей в последней Пелопоннесской войне. Самим нужно было сочинить свою благостную историю про победу над злобными рабовладельцами Афин и о прекрасной жизни илотов под мудрым и заботливым управлением граждан Спарты...

    • У них с сочинительством (и вообще с искусством) проблемы были. Солдафоны плохие поэты и художники. Самый известный спартанский поэт - Тиртей - афинянин (как ни странно).

  • "как и других государствах Древней Греции, слабых и больных детей все же старались выхаживать, а не уничтожать" - Плутарх писал именно про Спарту. Этот полис сильно отличался от других, даже дорийских городов. Так что, то, что в Афинах или даже в Фессалии, выхаживали слабых детей, ничего не говорит о существовании или отсутствии этого обычая в Спарте.
    "Тем не менее инфантицид строго табуирован в большинстве сообществ" - в те же самые времена он процветал у финикийцев и пунов, в виде детских жертвоприношений. Да и в греческих мифах жертвоприношение детей совсем не редкость.
    " не найдя никаких останков детей, только взрослых" - а должны были? Косточки младенцев слабоминерализованы, что бы сохраняться в течении двух с половиной тысяч лет. К тому же, миф об Аристодеме говорит, что в Апофетах обитали лисы, которые могли эти самые косточки и сгрызть.
    "одна нога Агесилая II была короче другой, приводя к серьезной хромоте" - по Плутарху, судьбу младенца решали старейшины. Вряд ли у новорожденного ребенка хромота заметна, к тому же он мог охрометь и не из за врожденного, а из-за приобретенного заболевания. Ну и все таки царский сын.
    ИМПХО, говорить, что этот эпизод про спартанцев окончательно опровергнут - несколько преждевременно (равно как и говорить, что он абсолютно достоверен). Кстати, похожие истории об отбраковке младенцев я слышал и о монголах, якутах, эвенках, правда не могу оценить насколько эти истории достоверны.