Своими корнями история Армении уходит в глубокую древность и неразрывно связана с историей всего Древнего мира. Но зачастую, зная в деталях историю Рима и Древней Греции, мы в гораздо меньшей степени осведомлены о событиях, происходивших в Античное время в Армении, оказавшейся на перекрестке цивилизаций Запада и Востока. В силу многих причин она не попала в должном объеме в учебники и незнакома тем, кто интересуется историей. Попытаемся хоть немного исправить эту несправедливость.
Армянское нагорье на севере Передней Азии – один из центров возникновения человеческой цивилизации. Уже в незапамятные времена здесь появляются первые поселения, а с конца II тысячелетия до нашей эры начинается процесс формирования армянского народа.
Однако не имеющая со всех сторон природных преград территория была открыта не только для торговых караванов, но и для армий всевозможных завоевателей со всех концов света. Ее военно-стратегическое и торговое значение являлось одной из причин конфликтов между державами Средиземноморья и Передней Азии. Армения с древних времен становилась ареной для многочисленных войн, а ее народ – их участником. Ассирийцы и мидяне, скифы и киммерийцы, парфяне, греки и римляне проходили каменистыми дорогами Армении.
Одно из первых письменных упоминаний об Армении мы находим у древнегреческого писателя, историка и одновременно полководца V века до нашей эры Ксенофонта. Его главное сочинение «Анабасис», или «Отступление десяти тысяч», оказало огромное влияние на греческую и латинскую литературу. Произведение описывает отступление десяти тысяч греческих наемников-гоплитов из Месопотамии на север, к Черному морю, в 401-400 годах до нашей эры, после неудачной для них Битвы при Кунаксе. Греки шли к морю через Армению.
О ней Ксенофонт упоминает как о «стране обширной и богатой», с устоявшимся обществом, четкой социальной иерархией и самоуправлением. Местные жители выращивали ячмень и виноград, из которого делали вино и изюм. Отметил полководец и то, что страна известна своими лошадьми, которых выращивали для персидского войска. Упоминает он и ее правителя Ерванда I (Оронта) – основателя династии Ервандидов.
Но Ксенофонт прошел дорогами Армении не как завоеватель, а волею случая. Другие полководцы оказывались в этих местах с иными целями. На протяжении всей древней истории Армянское государство было вынуждено вести непрерывную борьбу за независимость – как против ближайших соседей, так и против многочисленных строителей империй, приходивших с Запада и Востока. Армянский народ находился под ударом практически всех известных по истории завоевателей Античного мира и последующих эпох, но не исчез, сохранив к тому же свои веру, язык и традиции. Былые покорители потерялись в истории, а Армения – осталась.
Еще больше, чем письменные источники, говорят археологические находки. На территории Армянского нагорья обнаружены следы ранних культур, датированные еще VI тысячелетием до нашей эры. Данные археологических раскопок подтверждают, что жители Армянского нагорья в глубокой древности овладели многими ремеслами. Уже в V-IV тысячелетиях до нашей эры здесь умели плавить медь, а во II тысячелетии до нашей эры – железо. По одной из гипотез, здесь изобрели технологию плавки железа, что вполне возможно, так как именно в Армении расположены месторождения металлов, которые нашли широкое применение в древнее время: железа, меди, свинца и олова.
Недалеко от поселения Мецамор, расположенного в Араратской долине, нашли один из крупнейших металлургических комплексов древности, датированный III-I тысячелетиями до нашей эры. Здесь плавили олово и медь, из которых получали бронзу, отправлявшуюся в Египет и Вавилон. Армения была выгодным торговым партнером и военным союзником. В XVI-XV веках до нашей эры эти страны воевали с Хеттской империей и стремились заключить союз с Арменией, которая могла поставлять им бронзу – стратегический металл того времени, необходимый для производства оружия. В царских гробницах Мецамора обнаружили уникальные и редкие предметы, происходящие из Вавилона и Египта и подтверждающие широкие торговые и культурные связи. В 1968 году в Мецаморе был открыт Историко-археологический музей, в котором собрано и хранится более 22 тысяч древних экспонатов.
При раскопках пещеры Арени в Вайоцдзорской области, что на юге современной Армении, нашли самую древнюю из когда-либо обнаруженных обувь из обработанной кожи. Специалисты из Оксфорда и Университета Калифорнии в Ирвине с помощью радиоуглеродного метода установили, что находка имеет возраст 5,5 тысячи лет. Найденный ботинок принадлежит к периоду от 3627 до 3377 года до нашей эры. Таким образом, он был сделан на 400 лет раньше, чем построили Стоунхендж, и почти на тысячу лет раньше строительства пирамид Гизы в Египте.
В пещере также были найдены остатки ячменя, пшеницы и даже абрикосов. Здесь же обнаружили самые древние в мире винодельческие помещения для выгонки и хранения вина и множество предметов керамической посуды. Большие сосуды, вкопанные в землю, находившиеся в дальней части пещеры, предназначались для хранения продовольственных запасов.
В курганах рядом с селом Лчашен, на берегу озера Севан, обнаружены четырех- и двухколесные деревянные повозки, а также боевые колесницы III тысячелетия до нашей эры. Здесь покоились украшения из золота, множество изделий из бронзы (фигурки животных и птиц, оружие, мечи с ножнами и боевые топоры), домашняя утварь (серебряные чаши, зеркала, медный котел), изделия из дерева (ложки, миски, столики) и многое другое. Ученые отмечают, что все эти находки свидетельствуют о высоком уровне развития оседлых земледельческо-скотоводческих обитателей Севанского бассейна еще в доурартское время.
В XIII-XII веках до нашей эры в окрестностях озера Ван возникает союз племен Наири, на основе которого к IX веку до нашей эры появляется государство Урарту. Созданное для защиты от регулярных набегов ассирийцев с юга, оно в первой четверти I тысячелетия до нашей эры заняло главенствующее положение среди государств Передней Азии, а в первой половине VIII века до нашей эры взяло верх над своим постоянным соперником – Ассирией, считающейся первой мировой империей в истории человечества.
Природные богатства Армянского нагорья изначально создавали экономические предпосылки для возникновения здесь государства, однако возможность основать такое государство появилась только в железном веке. Противостоять закаленной в многочисленных завоевательных войнах ассирийской армии местное население смогло только после появления технологии плавления и обработки железа. Железными орудиями было легче обрабатывать камень, из которого стали возводить многочисленные оборонительные крепости на Армянском нагорье – как уже было сказано, не имеющем природных преград.
Процесс сплочения племен и отработка технологии строительства крепостей продолжались в течение столетий. Хотя при непосредственном столкновении урартская армия проигрывала ассирийской, построенные урартами крепости уже не давали возможность ассирийской армии проникать далеко вглубь страны. Усложнял задачу и суровый зимний климат, непривычный для завоевателей с юга. Наступательные операции приходилось проводить только в летнее время, но теперь ассирийцы вынуждены были нести с собой тяжелые осадные орудия, что требовало большего времени для похода.
Одной из построенных в урартский период крепостей стал Эребуни, давший начало современной столице Армении – Еревану. Крепость возвел царь Урарту Аргишти I (786-764 годы до нашей эры) в 782 году до нашей эры на холме Арин-Берд близ современного Еревана. Она стала опорным пунктом для закрепления урартов в Араратской долине.
В этот период Урарту переживало свой расцвет и Аргишти I был озабочен расширением границ государства и укреплением его экономического благополучия. Урарты в совершенстве владели технологиями искусственного орошения, и применение их в Араратской долине давало крайне благоприятные условия для ведения сельского хозяйства. В результате каналы, проложенные при Аргишти I, обеспечили землям необходимое орошение. Плодородные земли долины стали приносить богатые урожаи, для сохранения которых в Эребуни возвели несколько крупных зернохранилищ.
Основанный за 29 лет до Рима Эребуни состоял из расположенной на вершине холма цитадели, имеющей треугольную форму, и городских кварталов, расположенных у его подножья. С юго-западной стороны цитадели, с видом на гору Арарат, находился царский дворец.
В период правления Аргишти I Урарту было в зените своего могущества и стало самым могущественным государством Передней Азии. Урарты прочно завладели областью вокруг озера Урмия и территориями Закавказья. Расширяя границы своей державы на юг, урарты перекрыли торговые пути из Малой Азии в Ассирию, нанеся экономический удар по своему вечному сопернику и лишив его поставок стратегических товаров – лошадей и железа.
Государство Урарту оказало сильное культурное влияние на страны, расположенные в северной части Передней Азии и в Закавказье. Кроме того, оно выступило посредником в связях между государствами Востока и населением Северного Кавказа и Причерноморья. Во времена своего правления Аргишти I вел напряженную борьбу с Ассирией у ее северных границ и в конце концов вышел из нее победителем.
Но в конце VII века – VI веке до нашей эры баланс сил в Передней Азии изменился. Ассирия и Урарту столкнулись с новыми противниками, которые в итоге уничтожили оба государства. Против Урарту выступили скифы и киммерийцы с севера, а мидяне – с юго-востока. Мидяне одну за другой разрушили большинство урартских крепостей и завоевали урартские земли. После их прихода на Армянском нагорье наступает продолжительный культурный спад. Урартские города приходят в упадок, а некоторые и вовсе угасают.
Большинство населения Армянского нагорья в последующие несколько столетий занималось преимущественно сельским хозяйством. Происходит регресс до уровня общинно-племенного быта. Но при этом в рабочем состоянии поддерживают возведенные во времена Урарту гидротехнические сооружения, необходимые для ведения сельского хозяйства.
В VI веке до нашей эры Армянское нагорье и бывшие земли Урарту поглощены Мидией – государством, населенным ираноязычными племенами. Совместно с вавилонянами мидяне разделили земли Ассирийской державы. Теперь Мидия оказывается на вершине могущества в регионе, владея, помимо Армянского нагорья, всем нынешним Ираном, Северной Месопотамией и восточной частью Малой Азии.
Но около 550 года до нашей эры Мидию завоевывают родственные ей персы во главе с царем Киром II из династии Ахеменидов. Так Армения оказалась включена в состав Персидской империи, объединившей большинство стран Ближнего и Среднего Востока.
После персидского завоевания население Армянского нагорья оказалось под сильным воздействием иранской культуры. В этот период среди армян начинает распространяться зороастризм, который продержался здесь вплоть до принятия христианства.
К концу IV века до нашей эры границы Ахеменидской державы простирались от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от первого порога Нила на юге и до Закавказья на севере. Население империи составляло, предположительно, от 25 до 50 миллионов человек, что соответствовало половине населения Земли в V-IV веках до нашей эры. Управление таким государством вызывало немало сложностей. То и дело многочисленные покоренные народы пытались выйти из-под власти персов.
Взошедший на персидский престол вскоре после смерти Кира II представитель младшей ветви Ахеменидов Дарий I начал правление с восстановления всех привилегий персидской знати, отмененных его предшественником, что спровоцировало волнения среди подвластных персам народов. Первыми восстали эламиты и вавилоняне. Пламя мятежа охватило всю страну и вскоре добралось до Армении.
Именно временем правления Дария I датировано первое дошедшее до нас упоминание Армении под своим именем. На территории покоренной персами Мидии, на высоте 105 метров от дороги, соединявшей первый мегаполис человечества – Вавилон – и мидийский город Экбатана, по приказу царя в скале высекли барельеф около семи метров в высоту и 22 метров в ширину.
Один из крупнейших эпиграфических памятников древности, трехъязычный клинописный текст на древнеперсидском, эламском и аккадском языках (на нем говорили вавилоняне и ассирийцы) сообщал путникам о событиях 523-521 годов до нашей эры: воцарении Дария и подавлении восставших народов. Дарий называет Армению именем Армина, а в вавилонской версии Бехистунской надписи она упомянута под названием Урарту – это позволяет говорить, что речь идет об одной и той же стране.
Надпись на скале Бехистун сохранилась до наших дней. Более двух с половиной тысяч лет назад древние скульпторы, завершив работу, спустились вниз и разрушили за собой каменные ступени, чтобы исключить всякую возможность вновь подняться к памятнику.
Под властью персов Армения находилась более двух столетий (550-330 годы до нашей эры). Последние цари династии Ахеменидов уже мало интересовались внутренними армянскими делами. Армения получила передышку, что привело к расцвету торговли и сельского хозяйства: население занималось земледелием и скотоводством, они разводили сады и виноградники, а в быту использовались железные сельскохозяйственные орудия. Особенно были развиты у армян скотоводство и коневодство. Часть дани Ахеменидам уплачивали конями. Именно такой застает Армению упомянутый ранее Ксенофонт, прошедший в сторону Черного моря из Месопотамии.
Армения была одной из сатрапий в составе державы Ахеменидов. Во главе страны в этот период стояла династия Ервандидов, основу которой заложил Ерванд I. Армянская конница и пехота были постоянной частью персидской армии.
Во время персидского похода (334-331 годы до нашей эры) Александра Македонского армянские войска под командованием Ерванда II оказали мощное сопротивление македонским войскам, обеспечив отход персидскому царю Дарию III после битвы при Иссе, что позволило отсрочить падение державы Ахеменидов. Несмотря на то что, вернувшись в Армению, Ерванд II провозглашает себя самовластным царем, он остается до конца верным Дарию. Спустя два года он командовал армянским контингентом персидской армии во время Битвы при Гавгамелах, в октябре 331 года до нашей эры, в которой и погиб.
По мнению древнегреческого историка и автора «Всеобщей истории» Полибия, именно упомянутый ранее «Анабасис» Ксенофонта вдохновил Александра Македонского на покорение Азии.
Одержав решающую победу при Гавгамелах, Александр разгромил царя Дария III и включил Персию в состав своей империи. При этом сам Македонский через Армению не проходил: страна осталась в стороне от его военных кампаний и не была покорена ни им, ни его преемниками. И хотя номинально Армению аннексировали македоняне, лишь правители южных областей признали власть Александра – и то формально.
После смерти македонского царя в 323 году до нашей эры его обширная держава распалась на части, и с тех пор Армения стала полностью свободна даже от номинального македонского контроля. При разделе империи Александра между его военачальниками Армения не упоминается среди сатрапий, поделенных ими между собой. На протяжении последующих двух десятилетий армянские земли впервые со времен падения Урарту получили независимость.
С конца IV века до нашей эры на территории Армении начинают складываться самостоятельные или полусамостоятельные государства. Западную часть земель в верховьях рек Ликус, Галис и Евфрат занимала Малая Армения. При Александре и некоторое время после его смерти Малая Армения формально находилась под властью македонян, но уже в 322-321 годах до нашей эры здесь возникло самостоятельное царство. Множество лесов и хороших пастбищ благоприятствовали развитию овцеводства и коневодства. Из ремесел получила развитие обработка металлов. На севере Малая Армения граничила с Понтом, на юге – с Сирией, на западе – с Каппадокией, а на востоке, по реке Евфрат, проходила граница с Великой Арменией.
К востоку от верховьев Евфрата, по верхнему течению Тигра и на обширных землях вокруг озера Ван, располагалась Великая (Большая) Армения. Она занимала основную территорию древнего Урарту – центральную часть Армянского нагорья. На северо-восток от Великой Армении, в долине реки Аракс, находилось Айраратское царство со столицей в городе Армавир, расположенном на месте урартского Аргиштихинили.
На юго-западе разделенные средним течением Евфрата и плодородной равниной Мелитена находились Софена и Коммагена. Софена располагалась вблизи важных торговых путей и была известна своими плодородными землями: здесь были хорошие условия для развития виноделия. Раньше, чем в других армянских землях, в Софене появилось денежное обращение и начали чеканить местную монету. Софена и Коммагена часто выступали в роли буферных государств между Парфией и Арменией с одной стороны и Сирией и Римом – с другой.
Начиная с IV века до нашей эры, после походов Александра Македонского и распада его империи, в истории Древней Армении началась новая эпоха – эпоха эллинизма. В III-I веках до нашей эры развитие армянской культуры пережило переломный момент. Если в предыдущий исторический период Армения, находясь в политической зависимости от Ахеменидов, попадала под влияние персидской культуры, то с распространением эллинизма оказалась под влиянием западной, греческой культуры.
Но и в эпоху эллинизма, как на протяжении всей своей истории, Армения сохраняла самобытность и обычаи, а внешние факторы только помогали ей идти в ногу со временем и вносить культурный вклад в историю всего человечества. Оставаясь собой, армянские царства как будто облачились в прекрасные греческие одеяния, позволяющие им казаться своими в эллинистическом мире и играть в нем весомую роль, помогая взаимодействовать Западу и Востоку.
Однако нежелание объединиться привело к постепенному подчинению армянских государств державе Селевкидов – осколку империи Александра Македонского. В результате соглашения с другими полководцами телохранитель царя и его полководец Селевк I получил персидскую сатрапию Вавилонию, а затем, после серии войн, подчинил себе большую часть ближневосточных территорий империи Александра Македонского.
Но вскоре в мире появилась новая империя, тяжелая поступь легионов которой ощущалась и в Передней Азии. В 190 году до нашей эры, в Битве при Магнесии (Малая Азия), римляне разгромили армию царя Антиоха III, тем самым сломив могущество Селевкидской державы. Воспользовавшись ослаблением Селевкидов, правители Великой Армении и Софены провозгласили себя царями, восстановив таким образом независимость Армении.
Царь Великой Армении Арташес I (189-160 годы до нашей эры) не ограничился восстановлением независимости этих земель: он совершил множество походов и объединил под своей властью практически все населенные армянами земли, за исключением Софены и Малой Армении. Арташес I провел административно-земельную реформу, разграничив частные и общинные земельные владения и установив пограничные камни с надписями, поощрял развитие ремесел и сельского хозяйства, покровительствовал торговле, прокладывал дороги и строил города. По словам древнегреческого историка и географа Страбона, при Арташесе в Армении не осталось и пяди невозделанной земли. Армения продолжает играть заметную роль в международных отношениях и поддерживать связи со многими странами.
Так, после бегства из Карфагена один из величайших полководцев древности Ганнибал поступает на службу к Антиоху III, но после уже упомянутого поражения спешит укрыться в Армении, только что провозгласившей независимость от империи Селевкидов. Все время, пока римские войска находились в Малой Азии, Ганнибал оставался в Армении – вне сферы римского влияния.
Здесь он участвовал в подготовке армянской армии и строительстве в Араратской долине новой столицы страны – Арташата. Прежняя столица Армавир уже не соответствовала растущему и усиливающемуся государству.
Заложенный в 166 году до нашей эры на берегу реки Аракс, у подножья Арарата, на пересечении важнейших торговых путей своего времени, в том числе Великого шелкового пути из Китая в Европу, Арташат должен был стать центром новой державы, покоряющим своей красотой и роскошью.
Как пишет Плутарх, Ганнибал приметил местность, чрезвычайно удачно расположенную и красивую, но лежавшую в запустении, и, сделав предварительные наброски плана будущего города, показал Арташесу эту местность и убедил застроить ее. Царь остался доволен и попросил Ганнибала, чтобы тот сам взял на себя надзор над строительством. Расположившись на магистральном пути к портам Черного моря, Арташат стал как политическим, так и важнейшим торговым центром ремесла и торговли. Из-за участия Ганнибала античные авторы называли Арташат армянским Карфагеном.
Весной 146 года до нашей эры родина Ганнибала – африканский Карфаген – будет полностью уничтожен римлянами после победы в Третьей Пунической войне. Но вскоре римские легионы подойдут и к армянскому Карфагену.
Пик могущества Древней Армении пришелся на царствование внука Арташеса I, четвертого царя династии Арташесидов, Тиграна II Великого (140-55 годы до нашей эры). Он остался в истории как деятельный правитель, талантливый полководец и дипломат. Первым делом Тигран II стремился завершить объединение армянских земель, начатое еще его дедом.
В 94 году до нашей эры Тигран II присоединил к Великой Армении Софену. Еще одно армянское царство – Малая Армения – находилось под властью понтийского царя Митридата VI Евпатора. Но тот предложил Тиграну союз против сопредельных государств, на который армянский царь согласился. Союз скрепили браком Тиграна II и дочери Митридата Клеопатры, что в будущем делало возможным объединение двух государств. Таким образом Малая Армения осталась под властью Митридата, но в ответ понтийский царь помог Тиграну захватить римские области у берегов Средиземного моря. Позже этот союз сыграет роковую роль в истории Великой Армении.
При Тигране Великом Армения достигла наибольшего расширения в истории – от Иудеи и Сирии до Грузии и Кавказской Албании (современные территории Азербайджана). Обширная империя простиралась от Средиземного моря на западе до Каспийского на востоке, от Междуречья Тигра и Евфрата на юге до предгорий Большого Кавказа на севере. В I веке до нашей эры держава Тиграна II Великого приблизилась к границам Египта. Римский историк Саллюстий упоминает о большой армянской диаспоре, живущей на берегах Нила.
В 77 году до нашей эры недалеко от озера Ван Тигран II основывает новую столицу государства – Тигранакерт. Античные историки того времени описывают стены величественного города высотой в 25 метров, в толще которых располагались конюшни, роскошные дворцы и общественные здания, а также городской театр и царский загородный парк.
Новая столица была призвана стать одним из главных культурных центров Востока, центром науки, литературы и искусства. В свою столицу Тигран переселил жителей других эллинистических городов Малой Азии и Сирии.
Таким образом, к концу 80-х годов до нашей эры во главе с царем Тиграном II Великим Армянская империя становится одной из мировых держав и гегемоном во всей Передней Азии. Армения контролирует важнейшие торговые пути из Индии и Китая в Европу. При Тигране II бурно развивалась как внутренняя, так и внешняя торговля. Для ее расширения и поддержки правитель чеканит собственные монеты.
В то же время в своей политике Тигран в наибольшей степени должен был считаться с соседними государствами, чьи интересы он неминуемо задевал в стремлении к расширению державы. В первую очередь это были Рим и Парфянское царство – бывшая сатрапия, окрепшая и расширившаяся после упадка государства Селевкидов. Парфия простиралась от Вавилонии через Иран до долины Инда.
Но в первую очередь утвердивший свою гегемонию над Передней Азией Тигран стал опасным врагом для римлян. Несмотря на то что он, видимо, старался избежать конфликта с Римом, все же его тестю – понтийскому царю Митридату VI – удалось втянуть Армению в противостояние с Римом. Потерпев в 70 году до нашей эры поражение от римлян, он бежал в Армению – к своему зятю Тиграну Великому. Когда прибывшие за Митридатом послы римского полководца Лукулла пришли просить его выдачи, Тигран отказал им, пригрозив ответить оружием.
С большим трудом Тигран заставил Лукулла покинуть Армению. Но Рим последовательно направил в Армению еще четверых полководцев: Фанния, Фабия, Сорната и Триария. И все четверо были разбиты наголову. Тогда римский сенат отправляет на восток одного из выдающихся римских полководцев и политических деятелей своего времени – Помпея.
Помпей захватывает Понтийское царство, заключает с Парфией союз против Армении и вступает в Армению. Он подходит к Арташату в 66 году до нашей эры. Оказавшись между двух врагов, Тигран выбирает меньшее из зол. Он и Помпей заключили мирный договор, по которому Армения отказывается в пользу Рима от территориальных приобретений и выплачивает огромную контрибуцию. Взамен царь сохраняет трон в собственно Армении (в своих наследственных владениях). Страна объявляется «другом и союзником римского народа». Арташатский договор 66 года до нашей эры положил начало процессу вовлечения Армении в сферу влияния Рима.
В правление Артавазда II (55-34 годы до нашей эры) – сына и преемника Тиграна Великого – Армения еще сохраняет роль сильного государства. Но ее положение между двух амбициозных и могущественных соседей – Рима и Парфии – оказалось тяжелым. Артавазд II, придерживавшийся в основном нейтральной политики, после поражения римлян в Битве при Каррах с парфянами в 53 году до нашей эры не упускает возможности расширить пределы Армении на западе за счет римских владений.
Спустя два десятилетия, в 36-34 годах до нашей эры, римский полководец Марк Антоний начал новую войну с Парфией и Арменией, опираясь на помощь египетской царицы Клеопатры. Хитростью Антоний смог заманить Артавазда в свой лагерь якобы для переговоров и взял его в плен. Арташат захватили и разграбили. Сам Артавазд, закованный в золотые цепи, был вывезен со всем семейством в Египет и передан в дар Клеопатре.
Армянский царь провел в триумфальном шествии римского полководца, а затем, спустя три года, его казнили в Александрии по желанию Клеопатры – якобы за жестокое обращение Тиграна Великого с одним из ее родственников.
В ознаменование победы над Арменией Марк Антоний приказал вычеканить золотые и серебряные монеты, имевшие на одной стороне его изображение, а перед ним – корону Армении. По кругу вывели надпись: «Антоний. Побежденная Армения». На другой стороне монеты были слова: «Царице цариц – Клеопатре».
В 30 году до нашей эры с помощью союзной Парфии армянским царем становится сын Артавазда – Арташес II (30-20 годы до нашей эры). Он мстит за казнь отца и наносит поражение римским гарнизонам, оставленным Антонием в Армении. За время своего короткого правления Арташес укрепляет государство, проводя умелую внешнюю и внутреннюю политику. Однако в результате заговора его убили. После этого начинается упадок древнеармянского государства династии Арташесидов.
Затем последовал более чем полувековой период противоборства Рима и Парфии за господство в Армении. Обе империи стремились утвердить своих кандидатов на армянский престол.
При императоре Октавиане Августе Армения уже безусловно входит в сферу влияния Рима. Процесс романизации Армении резко усиливается и сопровождается чередой римских ставленников на армянском престоле, бесконечными заговорами и вторжениями иноземных войск. Однако в 52-53 годах парфянам удалось утвердить на престоле своего ставленника – Трдата I.
В это время на римский императорский престол восходит Нерон. Юный император решает наказать дерзкого противника. Новая Римско-парфянская война стала единственной крупной зарубежной кампанией Нерона, произошедшей в период его правления. Она началась с быстрого успеха римских войск во главе с талантливым полководцем Гнеем Домицием Корбулоном.
Ему удалось разбить силы, лояльные Трдату, взять обе армянские столицы – Тигранакерт и Арташат (последний был ими разрушен) – и возвести на армянский престол римского ставленника, после чего он покинул страну. Однако через несколько лет парфяне, до этого занятые подавлением восстаний в самой Парфии, обратили свое внимание на потерянную Армению и после нескольких неудачных кампаний смогли нанести римлянам тяжелое поражение в битве при Рандее.
Конфликт за Армению оказался в своего рода тупике, и сторонам пришлось прийти к компромиссу. Согласно мирному договору, римские и парфянские войска должны были покинуть Армению, римские укрепления на реке Евфрат разрушались, а границы Армянского государства полностью восстанавливались. Рим признавал Трдата царем Армении, но в качестве вассала Рима. Трдат отправляется в Рим, где и был торжественно коронован императором Нероном в 66 году. Нерон, считая себя обязанным восстановить Арташат, в качестве компенсации передал Трдату значительную сумму денег и отправил ремесленников для восстановления города. Восстановленный Арташат после этого назывался Неронией.
С этого момента Армения превращается в буферное государство между Римом и Парфией под управлением армянской ветви династии Аршакидов. Возрождение иранских обычаев и верований при Тиридате, ревностном последователе зороастризма, подорвало тенденцию романизации, явно заметную в Армении предыдущего столетия.
В середине III века уже нашей эры Армения подвергается разрушительным нашествиям со стороны нового противника царства Сасанидов – Персии. Образовавшаяся на территории современных Ирака и Ирана в результате падения парфянской державы Сасанидская Персия унаследовала все ее амбиции. Армения вновь оказывается между двух огней – Римом и Персией.
Но в 298 году в городе Нусайбине (Месопотамия) Рим и Персия заключают мирный договор. Римляне отняли у персов контроль над Арменией, а также Месопотамией и рядом земель в бассейне Верхнего Тигра. На армянском престоле римляне утвердили своего ставленника Трдата III. Таким образом, если со второй половины III века Армения де-факто находилась в политической зависимости от Рима, то после подписания Нисибисского мирного договора уже официально, де-юре, была отнесена к сфере влияния Римской империи.
В то же время страна разорена войной. Ее знать разобщена: часть ее ориентировалась на римлян, часть – на персов. У каждой из сторон имелись свои доводы в пользу или против проримского либо проперсидского курса. Стало очевидно, что в таком состоянии Армения не может находиться бесконечно долго. Рано или поздно кем-то из соседей она была бы поглощена: либо Римом, либо Сасанидской Персией. В первом придерживались классического язычества греко-римского толка, во второй – зороастризма, наиболее распространенной и влиятельной религии в регионе.
Подчинение Риму могло обернуться на первых порах только утратой государственности. Однако подчинение персам грозило армянскому народу быстрой и бесповоротной ассимиляцией и – как следствие – неминуемым исчезновением. Армянские верования пусть и не дублировали, но имели много общих черт с персидским зороастризмом.
К этому времени, во II-III веках нашей эры, христианство уже широко распространилось в соседствующих с Арменией регионах. Страну связывали культурные и торговые связи с древними центрами христианства – Антиохией и Эдессой. К концу III века христианские общины существовали уже по всей стране, при этом первые христиане появились в Армении еще в I веке нашей эры. Теперь их численность была уже достаточно велика и новая религия находила своих сторонников во всех слоях армянского общества. Даже сестра царя, если и не была в числе христиан, то покровительствовала им.
В таких условиях Трдат III и решился на смену государственной религии. В 301 году он провозглашает ею христианство – и таким образом Армения становится первым христианским государством в мире. Это положило конец процессу иранизации армянской культуры и отвело угрозу ассимиляции армян зороастрийской Персией.
Но уже к концу столетия Армению ждал новый удар. В 387 году соседи – Римская империя и Персия – разделили страну. Запад Армении оказался под владычеством Рима, восток – Персии, в каждой из частей поставили вассальных царей. Над армянским народом вновь нависла угроза ассимиляции и ухода с исторической сцены.
Следующим спасительным шагом для сохранения национального единства и веры стало создание армянским монахом и ученым Месропом Маштоцем в 406 году современного армянского алфавита. Впрочем, историки спорят, создал он его или воссоздал, используя не сохранившиеся на сегодня древнеармянские письмена. Маштоц открыл школы по всей Армении, занимался переводами Библии и проповедовал христианство.
В условиях ослабления армянской государственности и последующей ее полной утраты эти шаги позволили народу не прервать свою историю, идущую с древних времен, и выстоять в борьбе за существование уже в новых исторических периодах – Средневековье и Новом времени, где армян ждали еще более трудные времена и новые испытания.
Комментарии
Предлагаем создать маленькие государства под названием армения в каждой стране. Может тогда этот "многострадальный" народ успокоится и не будет присваивать всю античную историю народов.
Такие маленькие Армении и так везде есть. Называются "диаспоры".
На самом деле ничего они и не присваивают, просто этап экспансии у них был гораздо раньше и уже давным-давно прошел (так называемая "Великая Армения"), в отличие от аналогичного этапа Росс империи, конечные фазы которого мы все видим прямо в окошко ноутбука и имеем несчастие проживать их лично.
Может ферму создодим и будем продовать французам 😂😂😂😂😂
Это в самом деле многострадальный древний народ, часть христианской цивилизации, подвергнутый международно признанному геноциду со стороны пришельцев-тюрок и изгнанному с большей части своих исконных земель. АРМЯНСКОЕ нагорье же.
Не несите чушь, они как саранча, сейчас в южных краях России где они комфортно проживают, напичкано хачкарами. Скажите, что здесь такого, крошечный памятник, но через лет 50-100 они будут совать вам(вашим детям) в нос про свои хачкари и будут вопет во вес голос о своих исконных землях, и типа ихные предки динозавры здесь жили 10 000 лет назад и вы русские у них все забрали
Ты думаешь, что мы, русские, лучше армян?!.. Мы вон Крым у хохлов отняли под предлогом Святого Херсонеса крестильного... ))) Хотя князь был киевский... )))
Армяне - наш христианский брат, которого приютило царское правительство для защиты от османов - и правильно. Хотя конечно огромная трагедия то, что они были вынуждены покинуть исконные армянские земли, которые необходимо вернуть - даже само нагорье называется АРМЯНСКИМ. Арарат, Карс, Арцах, Карин, Ван, Зейтун, Киликия и Трапезунд - это Хаяса.
А как саранча размножаются тюрки, просто сравните рождаемость в тюркском мире и в христианском.
Ты где живеш хайчик?????? 😂😂😂😂
Спасибо за правду
Всю историю вашего христианского братсва вы резали друг друга. Теперь братями стали? Ваши языки лживы как и ваши души... Все это политика империалистов...
Слушай брат ты саранчу обидел!!
Он хоть саронча но ево едят птитцы а этих кто есть будет свинью чтоли 😂😂😂😂😂
А где эти земли,
Жалко что у ататюрка не был долтовидный надо было всех в штравбат 👍👍👍👍👍
Podderjivayu....i v kontse dobavit slovo Skazacniki !!!!
Интересная статья, читал с увлечением. Отношения Армении с Византией не раскрыты (видимо из-за ограничений объема), а там было много всего.
Надписям древним, а особенно оставленным царями, не нужно слепо верить на слово. Особенно этим грешили хвастунишки-ассирийцы. Пишут, типа, вот де, я, царь такой то, в сражении таком то, разбил своих врагов и оторвал им ...эээ....детородные органы (именно так). А дворцовые хроники при этом скупо сообщают, сколько золота было уплачено данью победителям (конечно же не ассирийцам).
Источники (с)
Про Византию и т.д. полагаю будет в следующей части, так как летопись сего народа обширна, тут охвачено лишь Древнее время. Думается Средние века и Новое время впереди... Летописание на ТЫСЯЧИ лет.
Я ару с вас😂 сказочники
Обнаружен необразованный дикарь...
Унитазокрад_цыган все это про вас хайский народ.. Правильно говорил Пушкин..
Ты вор, ты раб, ты армянин... И не пидите, что Пушкин другое имел ввиду.. Он все четко написал
Мил человек, сочувствую: тебя в школе, не научили отличать слова персонажа от точки зрения автора... Двойка тебе по литературе и слова укоризны твоей школьной учительнице русской словесности... Да и вообще, такое впечатление, что в школе ты учился только науке ненависти...
Стыдновато быть шовинистом и ксенофобом...
Среди юных "патриотов" шовинизм и ксенофобия считаются добродетелями. Многие из них гордятся этими "добродетелями" публично.
А я опу с Вас 😅😅😅😅😅😅 без рода, без племени ничтожества
Тот кто написал этот бред, вероятно и сам в него не верил, но в одном уверен точно, что по пуста потерял много времени, потому что поверить в эту брехню может только такой же дурак как тот что и написал его.
Ясно, исторических доводов у тебя нет. Как и у любых кочевников-тюрок, ведь они не являются исконным населением этих древних христианских земель.
Честно говоря, только больные головы могут придумать такую сказку. Ну, почему весь мир не слышал о такой то армении, почему, не слышали о таком их царе, герое или полководце, о такой
"стране чудес". Сплошно ложь и обман. И как вообще могут, вот так взять и написать себе историю. Очень плачевное состояние, для армян.
Какой "весь мир"? Тюркский мир что ли? Армяне - одна из древнейших народностей планеты, сохранившаяся до наших дней сквозь тысячелетия. Граница европейской цивилизации. Подвергнутая жесточайшему геноциду и лишившаяся большей части своих исконных земель, где находились их древние города... Это огромная трагедия. А вот тюрки - дикари-кочевники из Азии...
Да и не тюркский они мир, вот у них название точно заимствованное. Они -- сборная солянка из местных жителей и исламизированных поселенцев, которых для освоения завоеванных земель на окраинах своего халифата пригнали туда арабы...
Сказочники. Ниодно из нижеперечисленных государств не сталкивалась с государством Армения, а вот географическая принадлежность Армения существовала. Кстати, географическая принадлежность Армения это не значит нынешние армяне, нынешний армянский народ это хаи а вот государства под названием хаястан никогда не существовало.
Сказочники это тюрки, пришедшие в эти земли лишь 500 лет назад из пустынь Азии, а армяне - исконное население этих земель, подвергнутое геноциду со стороны "тюрского мира". Исконные земли Армении должны быть возвращены, а уничтожение исторических армянских памятников на тюркских территориях должно быть прекращено.
Ok thanks
Арарат, Карс, Арцах, Карин, Ван, Зейтун, Киликия и Трапезунд - это исторические армянские земли!
Смирна это Греция, юг Анатолии это Курдистан, Константинополь это Византия.
Долой дикарей и убийц. Сослать назад в пустыни Азии, откуда пришли.
Ты всерьез надеешься, что турки когда-нибудь отдадут вам территории?
Кому вам? Я не армянин. Дикарь-тюрок понимает только силу. Силой и надо действовать. В 1-ю мировую почти получилось, смотри Кавказский фронт. Справедливость и историческая правда на стороне христианской цивилизации, и армяне - её часть. При царе это знали, сейчас надо это вспомнить. У тебя русское имя и прозвище, с чего ты защишаешь нехристей? Тебе тоже должно выступить на стороне христианско-европейского мира, а не лизать сапог дикарю-тюрку. Крест над святой Софией в Константинополе должен быть восстановлен.
Ты не армянин, ты еще хуже...
Вряд ли ты не армянин. Был бы ты, скажем, русским, тебе было бы пох на разборку двух кавказских государств. И не только турки, все нации понимают только силу. А насчёт христианской цивилизации вообще смешно. Есть интересы страны, а не христианское сообщество. На данный момент чуть ли не главным союзником России является мусульманский Иран, а христианские США и Британия хотят стереть с карты Россию. То же самое можно сказать про мусульманскую Турцию, которая рядом с Россией, несмотря на ополчение всего Запада против России. Даже Китай держится на стороне, а Турция поддерживает Россию, а армяне перед войной с Азербайджаном выходили на улицы с транспарантами "Русские оккупанты, вон из Армении!". Это и есть христианская страна, по твоему?. Так что религия херня, важнее интересы государства.
Ну мне вот неприятно читать как "два кавказских государства" устраивают разборку на страницах российского сайта. Под совершенно нейтральной статьей об истории. Причем начли этот срач определенно не армяне. А уж когда два кавказских государства разжигают на наших границах так и вовсе не до шуток.
)) Во фантазёр ) ну чтож, турок очередной раз покажет вам какой он надёжный союзник, колесо истории движется по кругу. Напомни кстати, что там "стоящая рядом" с Россией Турция по Крыму говорит, уже признала её неотъемлемой частью России?? А ещё погугли фразу "рус, фарс, эрмени, бунлар турку душмани!" очень "приятно" удивишься.
Мне не всё равно, так как армяне - ДРЕВНЕЙШАЯ часть европейской цивилизации, христианского мира и индоевропейской семьи языков. И являются трагической жертвой геноцида. ИХ ОСТАЛОСЬ ОЧЕНЬ МАЛО. Тогда как тюрки - дикари, кочевники из Азии, размножились и вытеснили армян с их ИСКОННЫХ земель. И никогда тюрок не будет союзником русскому, всегда предаст и ударит ножом в спину. Между Россией и Турцией было 11 (!) войн. Смотри Кавказский фронт в 1-й мировой. У царя почти получилось восстановить христианские земли. Если бы не большевики...
Бля животное ты.и твой народ уебише высранное ты. вы на свои имена и фамили гляньте лучше мудаки блять.обьезян хачатурьян в ебалян получян и с унитазян убегян. Как вас ебали все эти тысячелетия так и ебать будут все кому не лень . Скоро еше и скажите Россия это армения была раньше
Я же не один не увидел тут нормального слово - аргумента?
У дикарей нетути доводов, на то они и дикари.
Исторический унутаз ваши земли , сказочники хреновы. Не арцах а Огурцах вам. Дети проститутеи анаит
Армения - одна из древнейших и величайших цивилизаций, дошедшая до наших дней. Несмотря на огромный урон, нанесённый ей дикарями-кочевниками... Хоть маленький огрызок, но уцелел всё же...
У народа с 3000 летней истории, не может быть в 21 веке, 3 миллиона человек. Скажешь истребили? Это не возможно истребили допустим в начале эры нашей, но если вас было в 5,6,7 веках и после этой даты в реальности никто не убивал вас, то уж точно было бы вас минимум 70-80 миллионов. О чем это говорит? Правильно, вы не есть те армяне, вы просто хайский народ и всё
Это аргументы великодержавного шовиниста... Убедительные только для таких же великодержавных шовинистов, да и то не для всех, судя по тому, что многие тутошние великороссы вас не поддержали...
Армян 10 миллионов, большая часть к огромной трагедии находится за пределами нынешней "Армении", которая представляет собой лишь жалкий огрызок исторических армянских земель. А та да, истребили, вырезали тюрки-дикари. Также как и греков - смотри "геноцид понтийских греков". А рост населения был небольшим во всех странах вплоть до конца 19-го - начала 20-го века.
Также армян ассимилировали и притесняли тюрки на протяжении веков, например смотри "Хамамшен" и амшенцы.
нас 15млн.по всему миру
Удивляюсь такому количеству идиотских вопросов. Если у тебя бабушка с дедушкой жили 3000 лет назад, то почему твоя родня не насчитывает несколько тысяч человек? Да потому! Это армяне ещё молодцы, все ещё существуют, не исчезли (а многие древние народы вымерли!), несмотря на суровую природу, притеснения таких соседей, как вы. И наоборот, многие молодые народы прирастают населением (часто занимая место более старого и ассимилируют другие народы). Тут дело в везении и стечении обстоятельств.
Фараоны тоже был армянами... А евреи ходили у них в рабах
Такую огромную чушь редко встретишь балшой армянский маладес
Ещё один необразованный дикарь-кочевник-тюрок...