История

В Египте нашли тайник с материалами для бальзамирования

При раскопках некрополя Абусир археологи обнаружили самую большую подборку предметов, необходимых для мумификации умерших.

Абусир — древнеегипетский некрополь, который находится между Саккарой и плато Гиза (Северный Египет). Основная часть его памятников относится к V династии (примерно 2504-2347 годы до нашей эры) Древнего царства. В первую очередь это 14 пирамид разной степени сохранности и несколько храмов.

Но еще в прошлом веке чешские археологи обнаружили в южной части некрополя несколько сооружений, которые хоть и находились на остатках древних пирамид, но сами относились к более позднему периоду — времени правления XXVI (Саисской) династии (685-525 годы до нашей эры).

Новая находка, сделанная специалистами из Чешского института египтологии, также датируется VI веком до нашей эры. В группе больших шахтных гробниц, расположенных в западной части некрополя, они обнаружили уникальный тайник. Все предметы в нем относятся к процессу бальзамирования и мумификации умерших.

©Petr Košárek/Czech Institute of Egyptology

В общей сложности археологи раскопали 370 больших керамических сосудов и множество более мелких артефактов — это, вероятно, самая крупная комплексная и в основном непотревоженная находка такого рода.

Шахта, в которой обнаружили тайник, по местным меркам огромна: размером 5,3 на 5,3 метра и глубиной более 14 метров. Она прилегает к большому погребальному сооружению, которое только предстоит раскопать.

Сосуды некогда разделили на 14 групп и уложили в ниши, сделанные в стенах шахты и расположенные по спирали на глубине от четырех до 12 метров. Количество предметов в нишах сильно варьируется: от семи до 52 экземпляров. Во всех сосудах найдены следы материалов или смесей, которые использовали для бальзамирования в то время.

Кроме того, в самой верхней группе сосудов были найдены четыре канопы из известняка. Канопа — ритуальный сосуд с крышкой, в котором хранили внутренности, извлеченные из тела умершего при бальзамировании. Не все органы человека считались достойными сохранения: на каждую мумию полагалось четыре канопы, в которые помещали печень, желудок, кишечник и легкие. Примерно в период правления XVIII династии (1550-1292 годы до нашей эры) крышки каноп стали украшать фигурками, изображающими сыновей Гора.

©Petr Košárek/Czech Institute of Egyptology

Обнаруженные в абусирской шахте канопы все пустые и явно неиспользованные. Но на них есть надписи, согласно которым сосуды эти принадлежали некоему Вахибре-мери-Нейту, также упоминается имя его матери — Итуру. По письменным источникам для того периода известны несколько человек с именем Вахибре, но вот их матерей звали иначе. Между тем человек, хорошо подготовившийся к последнему земному ритуалу, по мнению египетских специалистов, принадлежал к высшим сановникам своего времени.

Такая гипотеза основана на том, что шахта, в которой нашли канопы с его именем, находится рядом с захоронением Уджагорреснета — одного из крупнейших государственных и военных деятелей Позднего царства. Но можно предположить и то, что он как раз занимался бальзамированием знатных покойников.

Надо отметить, что XXVI династия — последняя «коренная» династия египетских фараонов, правивших до персидского завоевания в 525 году до нашей эры. Хотя цари были еще местными, при правлении этой династии более, чем когда-либо прежде, египетское общество (в особенности армия) становится очень смешанным и многонациональным. В дополнение к нубийцам и ливийцам, ассимилированным во времена более ранних династий, появились греки, карийцы, сирийцы и финикийцы.

Некоторые из иноземцев занимали видное положение в армии, а также на торговом и военном флоте (в этом отличились финикийцы). Традиционная египетская аристократия не особенно приветствовала такие изменения, и при Яхмосе II (правил в 570-526 годах до нашей эры) в стране расцвели ксенофобские настроения. А в 525 году до нашей эры персидский царь Камбис II вторгся в Египет и завоевал, попутно взяв в плен и казнив последнего фараона XXVI династии Псамметиха III.

Комментарии

  • > сосуды эти принадлежали некоему Вахибре-мери-Нейту

    А нельзя ли как-нибудь перестроить фразу, чтобы имя стояло в именительном падеже? А то как-то совершенно не очевидно, то ли он Вахибре-мери-Нейту с несклоняемыми частями имени, то ли Вахибра-мери-Нейту, то ли Вахибре-мери-Нейт, то ли Вахибра-мери-Нейт...

    • Стыдно не знать древнеегипетский, в наше то время)

  • Действительно интересно. Желудок, кишки, лёгкие, печень. Почему не высказываются гипотезы о мышлении древних египтян на основании их предпочтений в области бальзамирования органов, или я что-то пропустил? Если исходить из предположений опыта в бальзамирования, те же почки должны быть неплохим приложением, ну или сердце. Опять же бизнес похоронный не пошел на расширение услуг, очень интересно

    • Ну можно строить предположения. Поскольку такая функция, как мышление, у нашего вида весьма ценится, его орган точно должен быть в канопах. Функции желудка, кишок и лёгких очевидны были, полагаю, даже древним египтянам. Следовательно, думали они печенью.

  • >извлеченные из тела умершего при бальзамировании.

    Вычитывайте статью перед публикацией. А то получается что у вас человек умер при бальзамировании.