В течение столетий населявшие Британские острова народы не ели ни куриц, ни зайцев, а почитали их и даже хоронили со всеми почестями.
Археологи обнаружили, что древние жители Британских островов хоронили куриц и зайцев целыми — и такая практика продолжалась вплоть до римского завоевания. Ученые считают, что в то время эти животные служили предметами поклонения — недаром и сегодня британская традиция связывает их с празднованием Пасхи. Об этом профессор Наоми Сайкс (Naomi Sykes) рассказывает в официальном блоге британского Исследовательского совета искусств и гуманитарных наук (AHRC).
Команда Сайкс исследовала останки куриц, зайцев и кроликов из нескольких древних захоронений на территории современной Великобритании. Радиоизотопный анализ показал, что куры и зайцы впервые были завезены на острова в III-V веках до нашей эры. Ни тех, ни других, по-видимому, не разводили и не выпускали на волю. Судя по найденным останкам, и в пищу они тогда не использовались: кости этих животных не сохранили следов разделки, их захоранивали целиком и с осторожностью, весьма напоминающей почести.
По словам профессора Сайкс, лишь в период римского владычества (после 43 года нашей эры), когда в Британию были интродуцированы и кролики, стали идти в пищу и более ранние зайцы и курицы. Упоминание об этом можно найти и у Цезаря, который записал, что британцы считают поедание зайцев, кур и гусей противным «божественному закону». Аналогичные ссылки встречаются у других римских авторов. Кроме того, на поклонение этим животным указывают некоторые украшения того периода.
В римский период кости их становятся намного более многочисленными, свидетельствуя об установившейся практике разведения, и в древних слоях встречаются уже «россыпью», как обычные пищевые отходы. Зато после ухода римлян около 410 года и экономического коллапса Британии, после похолодания и Юстиниановой чумы середины VI века останки практически исчезают.
На несколько столетий местные популяции куриц и зайцев резко сократились, а кролики, по-видимому, исчезли вовсе, что стимулировало возрождение древних практик поклонения этим животным. Наоми Сайкс связывает их с культом Эостры (Остары) — весеннего божества древних германцев, имя которого сохранилось в некоторых германских языках в названии праздника Пасхи (англ. Easter).
Эти культы стали окончательно угасать с установлением в Британии христианства. Строгие пищевые ограничения того времени запрещали поедание четырехногих существ в Великий пост, что стимулировало разведение и употребление куриц. Примерно к XI веку их популяции на островах резко выросли. А к XIII веку сюда снова завезли кроликов: они стали активно эксплуатироваться и размножаться, во многом сделав пейзаж Великобритании таким, каким он знаком нам сегодня.