История

В Анатолии нашли гробницу римского колдуна

В древнем городе Сагалассос обнаружили необычное кремационное захоронение — дважды запечатанное и усыпанное изогнутыми гвоздями. Ученые считают, что так мир живых пытались защитить от какого-то потенциально неспокойного мертвеца.

Сагалассос основали в конце V века до нашей эры, когда регион был частью империи Ахеменидов. А к II веку до нашей эры он стал довольно важным городским центром эллинистического Пергамского царства. В 25 году до нашей эры Октавиан Август включил его в состав римской провинции Галатия — и это была эпоха наивысшего расцвета города.

Были построены крупные общественные здания, городские площади и улицы. Появилось гончарное производство, выпускавшее качественную красноглиняную керамику, пользовавшуюся огромным спросом. В поздней Античности значение города снизилось, но он продолжал производить одноименную керамику.

Руины Сагалассоса / ©wikipedia.org

В VII веке нашей эры сильное землетрясение почти разрушило город, население Сагалассоса сильно сократилось, и он стал в основном аграрным. В XIII веке его крепость разрушили во время очередных местечковых войн сельджукского султаната — на этом история древнего города завершилась. Руины Сагалассоса оставались нетронутыми до конца XX века, когда ими заинтересовались археологи.

В журнале Antiquity опубликована работа археологов из Левенского католического университета (Бельгия), в которой они рассказывают об уникальной гробнице римского периода Сагалассоса. Это кремационное захоронение датировали 100-150 годами нашей эры.

Умершего человека (это был взрослый мужчина) кремировали и оставили на том же месте — на кремационном костре. Судя по расположению костных останков, после сожжения к ним вообще не прикоснулись. Такая практика не часто встречается в римской традиции: обычно прах собирали в урну, а затем хоронили в могиле или помещали в гробницу. Но на этом странности не кончаются.

По краям кремационного костра кто-то разбросал 41 загнутый и скрученный гвоздь. Они не могли быть использованы в практических целях (например, для крепления места разведения огня), и их распределение по периметру костра указывает на то, что гвозди разместили там в каком-то определенном порядке. Поверх еще тлеющего костра плотно уложили 24 уплощенных кирпича большого размера. Затем кирпичи покрыли толстым слоем штукатурки. В результате получилась довольно массивная и хорошо запечатанная гробница.

Каждая из этих практик по отдельности известна по кладбищам римской эпохи: кремация на месте, покрытие из плитки или штукатурки, а также случайный загнутый гвоздь. Но все в одном месте ранее они не встречались. Авторы работы предположили, что сочетание этих погребальных методов призвано оградить мир живых не просто от мира мертвых, а от вполне конкретного мертвеца. Возможно, дело в его особой прижизненной репутации.

На первый взгляд, похоронили какого-то не очень хорошего человека и запечатали гробницу как могли. Проблема в том, что, кроме перекрученных гвоздей, носящих, по мнению ученых, ритуальный характер, в могиле нашли и вполне обычный погребальный инвентарь.

Это монета II века, несколько небольших керамических сосудов I века, два сосуда из дутого стекла и непонятный пока предмет с шарниром. Подобные предметы довольно часто встречаются в захоронениях первой половины II века — то есть «опасного» мертвеца хоронили с определенными почестями.

Помимо гнутых гвоздей, относящихся, скорее всего, к магической практике, в гробнице нашли и вполне привычный погребальный инвентарь / ©Johan Claeys et al.

Авторы считают, что человека в этой странной кремационной могиле, скорее всего, похоронили ближайшие родственники — причем на подготовку и проведение погребальной церемонии у них ушло несколько дней. Рядом археологи нашли еще несколько захоронений примерно того же времени, но нельзя сказать, что это семейное кладбище — останки сожженного человека оказались непригодны для анализа ДНК.

Возможно, странное захоронение устроили для противодействия необычной или неестественной смерти. Однако исследователи не обнаружили на костях никаких признаков травм или болезней. Поэтому они предполагают, что дело в магии, которую мог практиковать покойный. И если это колдовство пугало окружающих, то вполне объяснимо их желание сделать все, чтобы мертвец ни в коем случае не вернулся.