История

Загадочное сооружение в гавани Корка оказалось доисторической гробницей

Сорок лет назад ирландские археологи посчитали, что камень Каррайг-а-Мхайстин — всего лишь причуда богатого, но недалекого аристократа. Однако их сегодняшние коллеги выяснили, что эта история гораздо древнее.

Недалеко от деревни Ростеллан на юге Ирландии, в водах длинной и извилистой гавани Корка, находится группа камней под названием Каррайг-а-Мхайстин (Carraig á Mhaistin). Внешне она очень напоминает Артуров камень — неолитическую гробницу на западе Англии. Но ирландские археологи полагали, что это гораздо более позднее сооружение.

Дело в том, что в Ростеллане находится поместье Мурроу О’Брайен, первого маркиза Томонда. Он жил в XVIII веке и был известен пристрастием к архитектурным «шалостям». Непосредственно в Ростеллане он соорудил так называемую Башню Сиддонса, имитирующую средневековую оборонительную башню. Поэтому, когда 40 лет назад археологи составляли перечень доисторических объектов Ирландии, они посчитали Каррайг-а-Мхайстин очередной причудой маркиза.

Развалин Башни Сиддонса / ©castles.nl

Археолог из Коннемары (Ирландия) Майкл Гиббонс (Michael Gibbons) исследовал Каррайг-а-Мхайстин и пришел к выводу, что это мегалитический дольмен и, скорее всего, гробница.

Он нашел рядом с дольменом каирн — каменную груду конической формы. Обычно каирн складывали над погребением. Гиббонс считает, что это явно рукотворное сооружение никто не рассматривал в связке с мегалитом Каррайг-а-Мхайстин, поскольку каирн был скрыт от невооруженного глаза в связи с повышением уровня моря. Сам дольмен находится в приливной зоне и регулярно уходит под воду.

Длина каирна — 25 метров, а ширина — 4,5 метра. На его западном конце находится небольшая камера — видимо, непосредственно погребальная. Каирн частично скрыт придонными отложениями, поэтому, по мнению археолога, там может быть несколько погребальных камер.

Гиббонс отмечает, что доподлинно не известно, когда дольмен и гробница были затоплены в результате повышения уровня моря. Но считается, что уровень воды в этой части береговой линии гавани Корка оставался стабильным в течение как минимум двух тысяч лет. Это может означать, что они появились еще до нашей эры.

Такие гробницы, когда рядом с каирном возводили дольмен, похожий на каменный стол, в Ирландии называют «кроватью Диармуида и Грайне». Это история из фенианского цикла ирландской мифологии. У историков нет единого мнения по поводу датировки самых ранних сказаний этого цикла.

Ясно, что окончательно он сформировался к XII веку — тогда его записали. Но вот происходит он из более ранних времен: одни ученые полагают, что не ранее IX века, другие — что начало формирования цикла относится к III-IV векам.

Это сборник историй о Финне Маккуле (другой вариант имени — Фингал), ирландском воине, создавшем сообщество фениев. Так в ирландских мифах называют людей, входивших в «Фиану Эйри» — независимое воинской соединение. Это первые ирландские наемники: в случае войны они служили королям, а в промежутках пробавлялись грабежами. Последнее, по понятным причинам, не добавляло им уважения со стороны местного населения. Литературоведы предполагают, что из фенианского цикла заимствованы некоторые элементы средневековых баллад о Робин Гуде.

Диармуид и Грайне на иллюстрации Генри Джастиса Форда, английского художника первой половины XX века / ©wikipedia.org

Принято считать, что фенианские предания рассказаны бардом Оссианом, сыном Финна. Центральный миф цикла — «Преследование Диармуида и Грайне». Грайне была дочерью Кормака, легендарного короля Ирландии III века. Ее в добровольно-принудительном порядке выдали замуж за Финна, который на тот момент был в несколько раз старше юной супруги. На свадебном пиру Грайне влюбилась в соратника мужа — воина Диармуида.

Сюжет напоминает линию Гвиневеры и Ланселота из артуровского цикла. Вот только ирландский прототип жены правителя Камелота оказалась более решительной. Она наложила на приглянувшегося воина гейс (древнеирландский обет-табу) забрать ее, что тот немедленно и сделал. Финн преследовал сбежавшую пару, которой, по легенде, помогала природа: камни сами собой образовывали им кровать. Отсюда и ирландское название дольменов, подобных тому, что находится в гавани Корка.