История

В Британии нашли тюдоровскую «копию» гротескных росписей Золотого дома Нерона

В доме на севере Англии в XVI веке стены украшали изображениями грифонов и смеющихся птиц.

В конце XV века некий молодой человек, исследовавший один из холмов в Риме, провалился в расщелину. Он упал в грот, из которого не смог бы выбраться самостоятельно. Его друзьям пришлось спуститься вниз, и при свете факелов они увидели, что попали не просто в пещеру или грот, а в какое-то здание — с украшенными росписями стенами. В 1481 году фрески исследовали молодые, на тот момент еще не особо прославленные (а ныне известные всему миру) художники из Тосканы и Умбрии — Пинтуриккио, Перуджино, Доменико Гирландайо и Филиппо Липпи. Так был открыт Золотой дом Нерона — Domus Aurea, дворец, некогда построенный одиозным императором и разрушенный его потомками.

Стиль, в котором были выполнены фрески, получил название «гротеск» — от итальянского grotta (грот). Такая манера настенной живописи существовала с античных времен, хотя использовали ее не часто. Гротеск не всем нравился, против него выступал, к примеру, Джорджо Вазари (известный итальянский художник и искусствовед), но после открытия Золотого дома распространение этот стиль получил довольно широкое. Характерные элементы гротеска — изображение сказочных и мифических существ: химер, пегасов, крылатых гениев, сатиров, сфинксов, фигурки которых переплетаются с орнаментальными украшениями, такими как канделябры или виноградные лозы.

Один из залов Золотого дома Нерона / ©wikipedia.org

Фантастические узоры стали знаменитыми и популярными в домах образованной элиты по всей Италии. Например, именно так расписаны некоторые стены галереи Уффици. А в 2021 году специалисты британской организации The Landmark Trust, занимающейся реставрацией исторических зданий, обнаружили такие же росписи на стене дома в Йоркшире (Великобритания).

Калверли–Олд-Холл находится рядом с Лидсом, городом на севере Англии. Самая старая часть дома, предположительно, построена в XIV веке. Потом дом сильно перестраивали — в основном увеличивали. Большой зал с шестискатной крышей и часовню датируют 1485-1495 годами. Более поздние постройки включают жилое крыло, построенное в начале XVI века сэром Уильямом Калверли для его большой семьи.

Роспись на стене комнаты в Калверли-Олд-Холле / ©Simon Hogben/Landmark Trus

Именно к XVI веку специалисты отнесли настенные росписи, найденные в одной из комнат Калверли-Холла. Под слоем штукатурки XIX века они увидели фантастических смеющихся птиц, ревущих грифонов и сатиров. Маленькие человечки в забавных шляпах нарисованы сидящими на вазах или балюстрадах, причем эти рисунки объединены по вертикали. Исследователи полагают, что они обнаружили копию росписей Золотого дома Нерона. Разумеется, копия не прямая — например, в орнаменте активно использовали изображения роз (символ Тюдоров) и гранатов (символ Екатерины Арагонской, первой жены Генриха VIII). На сегодня это одна из самых сложных схем настенной живописи эпохи Тюдоров, найденная где-либо в Великобритании.

Надо сказать, что гротескная живопись после открытия Золотого дома распространилась не только в Италии. Она стала довольно популярной в Германии и Нидерландах, а с книгами из этих стран попала в Англию. В Южной Англии такие образцы настенной росписи довольно часто встречаются в конце XVI — середине XVII веков. К сожалению, в большинстве тюдоровских домов стены, украшенные подобным образом, позже красили или покрывали известью. В Калверли-Олд-Холле стену оштукатурили — и это сохранило фрески.

С помощью дендрохронологического метода ученые предположили, что ту часть Калверли-Олд-Холла, где нашли фрески, построили в 1514-1539 годах, и первоначально помещение задумывали как лестничную башню. Но позже (в 1547-1585 годах) вставили пол, разделив этажи. Тут надо сказать, что первые примеры гротескной настенной живописи отмечают в Англии не ранее 1570 года (речь именно о росписи — элементы гротеска в лепном декоре встречаются и раньше, хотя крайне редко). Безусловно, двор Генриха VIII знал и ценил этот стиль, столь популярный в итальянском Ренессансе. Но после разрыва Генриха VIII с Римом в 1530-х все, что было связано с Апеннинским полуостровом, стало вызывать большие подозрения.

Калверли-Олд-Холл / ©wikipedia.org

В результате дизайн эпохи Возрождения попадал в Британию в XVI веке в основном через эстампы немецких и голландских художников, а также через книги с соответствующими иллюстрациями. Такие книги — удовольствие недешевое, но зато наглядно демонстрирующее окружающим, что их владелец — человек образованный.

На сегодня наиболее вероятный заказчик росписи — сэр Уильям Калверли (примерные годы жизни — 1500-1572). Он был посвящен в рыцари в 1548 году, а в 1549-м стал шерифом Йорка, это весьма высокое положение. Вполне вероятно, что, заняв эту должность, сэр Уильям приобрел постепенно и широкие связи — в том числе доступ к печатной продукции с севера континентальной Европы.