История

В Святилище Сокола запрещали варить головы

Археологи раскопали храм в позднеримском порту на берегу Красного моря. Оказалось, там проводили ритуалы, которых ранее не знали ни римляне, ни египтяне.

В American Journal of Archaeology вышла статья с результатами работы археологов из проекта Sikait Барселонского автономного университета (Испания). Они проводили изыскания на месте, где когда-то стояла Береника — греко-римский морской порт на краю Аравийской пустыни (Восточный Египет).

Беренику основал в первой половине III века до нашей эры египетский царь Птолемей II Филадельф, он назвал город в честь своей матери — Береники I. Порт Береники был одним из важнейших перевалочных пунктов для торговли на пути из Индии, Шри-Ланки, Аравии в Верхний Египет. При Птолемеях через него активно торговали боевыми слонами.

Береника была важным портом на берегу Красного моря / ©Marek A. Woźniak and James A. Harrell

В конце III века до нашей эры жители неожиданно оставили вроде бы процветающий порт — ученые предполагают, что по причине сильной засухи. И вернулись обратно лишь в I веке до нашей эры. Далее этот порт функционировал, как считали ранее, до середины IV века нашей эры — то есть до времени, когда Римская империя постепенно теряет могущество и уже не слишком контролирует колонии. Но оказалось, что на Беренику были виды не только у римлян.

Археологи проекта Sikait раскопали религиозный комплекс, который датировали IV-VI веками нашей эры. Западная Римская империя, напомним, пала в V веке. Этот кусок пустыни, выходящий к Красному морю, был не особо интересен и Византии — у нее в других местах не все шло гладко. Кто же совершал ритуалы в храме?

Исследователи пришли к выводу, что в этот период (с IV по VI век нашей эры) Беренику заняли и контролировали блеммии — кочевой народ из Нубийского региона. Этот этнос впервые упоминается в греческих источниках в III веке до нашей эры: в одной из поэм Феокрита и у Эратосфена. А к IV веку нашей эры кочевники стали расширять свои владения, осваивая Аравийскую пустыню.

В найденном религиозном комплексе ученые раскопали храм, который назвали Святилищем Сокола. На его стенах удалось прочитать надписи и соотнести их с некоторыми известными нам именами правителей блеммиев.

Скорее всего, первоначально Святилище Сокола представляло собой небольшой традиционный египетский храм, который после IV века блеммии адаптировали к собственной системе верований. Об этом говорят находки традиционных вотивных подношений, например стрел и гарпунов, а также особых, не имевших аналогов в египетской истории, кубических статуэток.

Кубические статуэтки раскопанного храма не очень похожи на традиционные египетские / ©Joan Oller Guzmán et al.

Также в святилище нашли кости 15 соколов (отсюда и название). Большинство птиц были закопаны без голов, но зато с яйцами. Само упоминание сокола намекает на то, что истоки верований кочевников из Нубийской пустыни имеют вполне понятное происхождение — древнеегипетское.

Гор, второй по значимости бог египетского пантеона, повелитель Солнца и неба, на стенах древнеегипетских храмов и пирамид изображен в виде человека с головой сокола. Храм Гора в Эдфу — второй по величине из святилищ Древнего Египта после Карнакского.
 
С культом Гора связаны поклонение соколам и захоронения этих птиц в религиозных целях: такие находки неоднократно делали в долине Нила. Но впервые пернатых обнаружили похороненными в храме, да еще с яйцами. В других местах исследователи находили мумифицированных безголовых соколов, но всегда только отдельных особей, никогда в группе.

Авторы работы высказали предположение, что захоронение соколов в храме может быть связано как с поклонением Гору, так и, напротив, с культом бога Луны Хонсу. Возможно, символы противника Хонсу принесли в жертву. Но ранее археологи не встречали следов подобных ритуалов ни в одном из египетских храмов.

Надпись на стеле запрещает варить голову в храме / ©Joan Oller Guzmán et al.

Еще одна особенность Святилища Сокола — стела, расположенная при входе. На ней высечены изображение бога, напоминающего египетского Гора, и надпись, сообщающая, что в храме нельзя варить голову. Не очень понятно, кому бы вздумалось заниматься этим в храме, но исследователи полагают, что подобное действие считали оскверняющим и, соответственно, предупреждали о его недопустимости.

Комментарии

  • А почему надпись на стелле на греческом языке?