История

Российские ученые выяснили, куда пропал «сильнейший народ» из гуннского союза

В «Кратких сообщениях Института археологии» опубликована статья Михаила Казанского и Анны Мастыковой, в которой авторы обобщили все известное из самых разных источников (от позднеантичных авторов до материалов археологических раскопок) о народе акациры. В результате они не только узнали, где те жили во время Великого переселения народов, но и предположили, как это племя нашло общий язык с соседями.

Основной источник наших знаний об акацирах — Приск Панийский, ранневизантийский историк и дипломат. Он входил в состав посольства, отправленного в 448 году Византией к правителю гуннов Аттиле. Свидетельства Приска о гуннах, их обычаях, повседневной жизни и социально-экономических отношениях уникальны.

Приск иногда называет акациров гуннами, но чаще он именует их «скифами», как, впрочем, и остальных гуннов. Тут надо учесть, что для византийцев слово «скифы» часто обобщало все варварские народы, жившие к северу от них. По Приску, в эпоху Аттилы акациры жили где-то в «припонтийской Скифии», то есть в Северном Причерноморье, на восток не далее Дона (по представлениям античных географов, за Доном начиналась Сарматия).

Степные народы в постгуннское время (А) и карта степных памятников позднегуннского и постгуннского времени (Б) / ©М.М.Казанский и А.В.Мастыкова

Акациры, судя по всему, представляли собой большой союз нескольких племен, ими правили одновременно много вождей «по коленам и родам», с жесткой иерархией кланов (так называемое сложное вождество). Но все они, по свидетельству Приска, подчинялись Аттиле.

Этот народ упоминается в этногеографическом описании Скифии авторства Иордана, готского историка VI века, и характеризуется как «сильнейший» (fortissimo gens). Кроме того, сведения об акацирах есть в «Космографии Равеннского анонима» (Ravennatis Anonymi Cosmographia). Там они, правда, причислены к хазарам, и указано, что через их страну течет река Куфис, то есть Кубань.

Вернемся к Приску. Он писал, что примерно в 463 году, то есть через десять лет после смерти Аттилы в 453 году, произошла война между акацирами и пришедшими с Востока племенами: сарагурами, оногурами и урогами. Акациры проиграли и ушли на север. Но куда именно?

Иордан упоминает, что они оказались соседями прибалтийских эстиев, проживавших к востоку от Вислы. Проблема в том, что акациры — кочевой народ, скотоводы и охотники. А к востоку от Вислы тогда были леса.

«Пир Аттилы» кисти Мора Тана (1870). Справа изображен Приск, византийский дипломат и историк / ©wikipedia.org

Выше мы сказали, что в раннесредневековой «Космографии Равеннского анонима» акациров причисляли к хазарам. На этом основании некоторые ученые утверждали, что они имели тюркское происхождение, и ассоциировали их с тюркским народом «агачери», что в переводе означает «лесные люди».

Авторы работы не согласны с таким решением географического расположения и происхождения акациров. Они пишут: «Кстати, а почему это имя должно читаться именно из тюркского, а не других алтайских (монгольский и прочие) или угорских языков? Напомним, что среди степных врагов акациров фигурируют и некие уроги, имя которых нередко воспринимается как «угры». Невольно вспоминается: «Ученые, занимающиеся тюрками, склонны находить их везде. А германисты находят германцев в самых невероятных местах». И кроме того, а насколько этноним, зафиксированный в какое-то конкретное время, отражает реалии именно этого времени? А может быть, он восходит к гораздо более отдаленным эпохам?»

Находки гуннского времени на Нижнем Дону / ©М.М.Казанский и А.В.Мастыкова

Ученые предполагают, что соседство акациров и эстиев у Иордана объясняется незнанием древними авторами территории между Южной Балтикой и Днепровско-Донскими степями. Они приводят доказательства того, что, с точки зрения позднеантичных географов, Восточная Европа представляла собой довольно узкую полосу суши между северным Океаном (Балтикой) и Меотидой (Приазовье). На такой карте приазовские степняки неизбежно оказывались соседями прибалтийских народов.

Кроме того, авторы обращают внимание на то, что, согласно тому же Иордану, народ этот «не ведает злаков». А все без исключения соседи эстиев вполне «ведали злаки», как это однозначно демонстрирует археологический материал. В целом же в лесной полосе Восточной Европы того времени с земледелием не были знакомы разве что финские обитатели северной кромки этой зоны, где-нибудь на территории современных Архангельской области, Карелии и Северной Финляндии.

Исследователи приходят к выводу, что на самом деле акациры были вытеснены на северную окраину степи в бассейне Верхнего и Среднего Дона и на Левобережье Днепра. Для позднего гуннского и постгуннского периодов здесь известны единичные захоронения под курганами, типичные для степных кочевников того времени.

Видимо, это и есть археологические следы акациров. А упоминание «сильнейшего народа», возможно, означает, что акациры смогли объединить в свой союз не только кочевников, но и оседлых варваров Верхнего Дона и бассейна Оки.

Возникает вопрос: каким образом могло сложиться такое объединение акациров-кочевников и оседлых народов? Один из авторов работы, доктор исторических наук Анна Мастыкова так ответила в комментарии для Naked Science:

«Объединения разных варварских народов, как кочевых, так и оседлых, под руководством наиболее сильного племени — обычное явление в древней и средневековой истории, начиная от скифов, где ведущим племенем были так называемые царские скифы — кочевники. И в состав их союза входили также оседлые скифы-пахари и скифы-земледельцы. Можно также назвать Хазарский каганат, в состав которого, помимо кочевников-хазар, входили оседлые аланы, славяне и финно-угры. Обычно такие объединения возникают путем распространения власти наиболее сильного племени на соседей.

Известны и обратные примеры, когда в состав объединения под эгидой оседлых варваров входили степные кочевники: например, такое объединение существовало в V веке под руководством вандалов, к которым присоединились оседлые свевы и степные аланы, бывшие на тот момент кочевниками».

Комментарии