Site icon Naked Science

Абстрактные символы на древнеримских чашах оказались «логотипами» мастерских

Стеклянный ажурный сосуд, найденный в Кельне и датируемый 350–400 годами н. э., перевод надписи: «Пей и живи много лет». Справа: гравировка мастерской. / © State Collection of Antiquities and Glyptothek, Munich. Photos by Christa Koppermann

Речь идет о диатретах — редких и очень дорогих предметах роскоши Древнего Рима периода с 300 по 500 год нашей эры. Эти сосуды создавали из цельного куска толстого стекла, вырезая из него две стенки: внутреннюю сплошную и внешнюю ажурную, похожую на клетку или сетку. Слои соединялись тонкими стеклянными перемычками. Технология изготовления была настолько сложной, что секреты мастерства вызывали споры у исследователей на протяжении более 250 лет.

Со временем ученые установили, что диатреты — результат кропотливой холодной резьбы, а не литья или выдувания. Многие сосуды украшены надписями: например, пожеланиями «Пей и живи долго». На некоторых из них рядом с текстом присутствуют небольшие абстрактные символы: ромбы, листья или кресты. Долгое время на эти знаки не обращали внимания, считая их просто декоративными элементами — своего рода точками в конце предложения, которые обрамляют надпись.

Новую страницу в изучении этих артефактов открыла историк искусства и стеклодув Хэлли Мередит. Изучая частную коллекцию в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, она обратила внимание на эти символы. Открытие, сделанное без применения высоких технологий, положило начало большому расследованию. Результаты опубликованы в журналах Journal of Glass Studies и World Archaeology.

Сначала автор предположила, что эти абстрактные символы — не украшение, а клейма мастеров. Она начала искать такие же знаки на других резных сосудах, и удалось найти еще два таких. Один — из частной коллекции, другой, найденный в Кельне, — с почти идентичными символами и схожими латинскими надписями. Также из Кельна известен третий артефакт с очень похожим знаком.

Такое совпадение натолкнуло на мысль, что это не случайность. Изготовление диатреты требовало недель, месяцев, а может, и лет работы целой команды специалистов: резчиков, гравировщиков, полировщиков. Один человек не мог справиться с такой задачей. Поэтому и клеймо, по мнению автора исследования, было не личной подписью, а знаком всей мастерской — аналогом современного логотипа.

Анализ артефактов показал, что примерно из 100 известных диатрет 30 имеют надписи, а на семи из них есть символы. Причем на пяти из этих семи сосудов клеймо соседствует с именем, предположительно, заказчика или получателя. Это может указывать на то, что мастерская ставила свой «логотип» на дорогих, именных заказах как знак качества или в рекламных целях. Символы использовали на протяжении всего IV века, что подтверждает их принадлежность целым мастерским, а не одному поколению ремесленников.

Открытие изменило представление об античных ремесленниках, показав их не как безымянных исполнителей, а как организованные коллективы со своими «брендами». Эти символы — визуальный язык, который позволяет спустя столетия восстановить социальные и экономические связи мастеров Древнего Рима.

Exit mobile version