Разработана система, проверяющая концентрацию внимания человека.
Представьте, что вы диспетчер, управляющий беспилотниками. Четыре дрона летят под вашим чутким руководством – каждый в свой пункт назначения. Автоматика работает надежно, можно расслабиться, написать СМСку подружке… Вдруг ? раз, и под вашу ответственность переходит пятый беспилотник, требующий отдельного внимания. Это компьютер заметил, что вы взяли паузу и решил загрузить вас по полной. Ничего не поделаешь, придется пахать. Если же диспетчер на самом деле устал и не справляется с работой, система автоматически уберет лишние самолетики.
Подобная оптимизация труда профессионалов ? дело недалекого будущего, если верить Дэну Афергану из Университета Тафтса. Но пока что система все еще достаточно громоздка: доброволец надевает себе на лоб целый массив светодиодов, которые подают на предфронтальную кору световые импульсы с частотой 12 раз в секунду. Отражаясь от клеток гемоглобина в крови, световые сигналы затем считываются и преобразуются в электрические. Такая функциональная спектроскопия в ближней инфракрасной области (fNIRS) позволяет установить, насколько кровь в мозгу человека насыщена кислородом и, следовательно, сделать выводы о степени погружения испытуемого в процесс.
Впрочем, уже разработаны портативные системы fNIRS. Одна из них недавно была впервые испытана под руководством Софи Пайпер из медицинского института Шарите в Берлине на велосипедистах в городских условиях.
Устройство fNIRS
©NASA
Дэн Аферган в настоящий момент занят разработкой чипа, который будет встраиваться в очки дополнительной реальности Google Glass. Пользователю достаточно будет надеть на лоб специальную повязку, и система начнет получать и обрабатывать информацию о степени его концентрации.
Системы fNIRS могут найти широкое применение во многих областях. К примеру, водитель автомобиля в очках от Гугла своевременно получит предупреждение, если его мозг недостаточно сфокусирован на дороге. Настроенная определенным образом система сможет в случае необходимости даже сама остановить автомобиль, предотвратив возможность аварии.
Работодателей система fNIRS будет держать в курсе о степени концентрации их работников. Разумеется, подобное «чтение мозга» может вызвать волну негодования, напомнив антиутопические идеи тотального контроля в стиле Оруэлла. С другой стороны, мало кто станет возражать, если пилоты самолета будут проходить проверки на концентрацию внимания ? невыспавшийся летчик к полету не будет допущен.