Рубрика Hi-Tech

Об этике беспилотных автомобилей: кого сбивать при неминуемом ДТП?

Кого сбивать при неминуемом ДТП? В ближайшей перспективе проблема этики беспилотных автомобилей, оборудованных системой автоматического управления, которая позволяет передвигаться без участия человека, встанет остро.

Разработчики программируют самоуправляемые машины на верный алгоритм действий, учитывая практически все ситуации, которые возможны на дороге. В частности, может получиться так, что ДТП окажется неминуемым, и компьютер не сможет не допустить столкновения. Речь идет о внезапно появившемся перед машиной препятствии, когда снизить скорость просто физически будет невозможно.

 

Система автоматического управления должна будет определить, в какую сторону свернуть, и, соответственно, в какой объект врезаться: скажем, во внедорожник Volvo слева, или, к примеру, в Mini Cooper, который находится справа. Что окажется менее ущербным?

 

С точки зрения физики, если предположить, что салон робокара пустой, лучше выбрать крупный объект –  внедорожник, который лучше поглотит энергию столкновения. Это с одной стороны. С другой – в большом автомобиле и число людей может оказаться больше, соответственно, пострадавших – тоже. Да и навряд ли производителей внедорожников такой расклад устроит. И вообще, насколько законно врезываться в большие автомобили по умолчанию? Кроме того перед создателями беспилотных машин особо остро встанут морально-этические вопросы.

 

Самоуправляемый автомобиль без руля и педалей от Google

©Google

 

Когда за рулем находится человек, в таких ситуациях он действует инстинктивно. Компьютер же рассчитывает траектории и математически оценивает последствия, с целью минимизации ущерба. Однако вопрос здесь в другом. Как определить, что менее ущербно? Кого сбивать при неминуемом ДТП: женщину или мужчину, кошку или собаку, мотоциклиста в шлеме или мотоциклиста без него? Причем в последнем случае, если сбивать водителя в шлеме, то носить его станет небезопасно. Никто не будет в них ездить, зная, что в этом случае он может оказаться «под прицелом».

 


До настоящего времени беспилотные автомобили в ДТП не попадали, при этом на их счету более миллиона проезженных по городским улицам километров.


 

Восьмиместный самоуправляемый электромобиль от фирмы Induct постоянно сканирует лазером окрестности, что позволяет ему вовремя тормозить или оперативно объезжать любые препятствия, избегая аварий

©Induct 

 

В целях решения проблемы морали кто-то может предложить случайный выбор цели. Однако жертв в этом случае будет больше, а это, в свою очередь, не соответствует самой идее создания беспилотных автомобилей, которые выступают в качестве безопасной альтернативы автомобилям, управляемым людьми.