Hi-Tech

Вопреки опасениям неолуддитов, автоматизация производства увеличивает количество рабочих мест и размер зарплаты

«Роботы отнимут у нас работу и превратят в нищую обслугу» — таков средневзвешенный лозунг противников автоматизации производства, и хотя бы раз подобные рассуждения слышал, пожалуй, каждый. Но, как показал обзор почти 40 лет активной роботизации в Японии, привлечение роботов к выполнению рабочих процедур только расширяет список вакансий, а не вытесняет людей с производства. По крайней мере, в Стране восходящего солнца.

Интересные данные были опубликованы недавно на портале Всемирного экономического форума. Эта статья основана на серии исследований японских специалистов, посвященных влиянию автоматизации производства на рынок труда. В релевантности данных можно не сомневаться — обозреваемый период включает в себя почти четыре десятилетия: с 1978 по 2017 годы. Однако прежде чем экстраполировать результаты этой работы на другие страны важно учесть особенности Японии. Но об этом чуть позже, сначала выводы исследователей.

Вопреки всем возможным лозунгам и пророчествам противников роботизации — неолуддитов, — автоматизация производства привела к росту рынка труда. Более того, даже способствовала росту зарплат. И, что самое интересное, снизила среднее количество часов в одной смене каждого работника. Косвенно роботы поспособствовали снижению трудовой миграции между регионами, а также не повлияли на распределение трудоспособного населения между сферой услуг и производствами. В конкретных цифрах получилось следующая картина:

  • на каждый процентный пункт снижения стоимости роботов их «принятие» (автоматизация производства) увеличивалось на 1,54%;
  • снижение стоимости роботов на 1% увеличивало занятость трудоспособного населения на 0,44%;
  • соответственно, каждый процент «принятия» роботов вызывал повышение занятости на 0,28%;
  • каждый новый робот на тысячу рабочих приводил к увеличению занятости на 2,2%.
Средняя стоимость одного промышленного робота в зависимости от его назначения. Обозначения сверху вниз: манипуляторы, сварочные, дозаторы (сыпучих или жидких материалов), обрабатывающие, сборочные, прочие / ©VoxEU

Для своей оценки японские исследователи использовали данные Международной федерации робототехники (IFR) и Японской ассоциации роботов (JARA). Также в анализе учитывалась средняя стоимость одного робота, которая рассчитывалась, как простое среднее арифметическое от общего количества реализованных в стране роботов и их объема продаж в денежном выражении. Кстати, получилось интересное распределение по типам устройств: сильнее всех подешевели сварочные автоматы, а вот сборочные агрегаты в 2017 году стоили почти также, как и в 1982-м. На эти данные накладывалась информация о рынке труда в различных регионах Японии.

Что важно, полученные в этом исследовании результаты сильно расходятся с более ранним анализом автоматизации производства в Америке. Там получилось, что каждый новый робот на тысячу рабочих наоборот снижал занятость в отрасли на 1,6%. Объясняя получившуюся разницу специалисты обратились к экономическим особенностям Японии в целом и отрасли робототехники в частности.

Количество установленных промышленных роботов по регионам. Красная линия — данные JARA, бирюзовая — IFR. Аббревиатуры стран: JPN — Япония, CHN — Китай, DEU — Германия, EUR — Европа за вычетом Германии, KOR — Южная Корея, USA — США, ROW — остальной мир / ©VoxEU

Во-первых, Страна восходящего солнца стала настоящим пионером автоматизации производства, что хорошо видно в сравнении с другими государствами. По состоянию на середину 1990-х в Японии было больше промышленных роботов, чем во всем остальном мире. И большая часть этих изделий была местного производства. Выпускающие роботов фирмы с самого начала были вынуждены конкурировать друг с другом и создавать все более совершенные решения. Как результат — в стране происходило плавное и постепенное принятие автоматизации производств, новыми технологиями учились пользоваться с умом и в условиях насыщенного рынка, где есть из чего выбрать.

Во-вторых, этот фактор наложился на бурное развитие японской экономики, которой требовались все более продвинутые инструменты для работы в сложных условиях. Каждая пара освободившихся человеческих рук находила себе место в более безопасной, но также сложной сфере. Особенно заметно это на примере автомобильной индустрии.

И, наконец, в-третьих, экономика Японии, а особенно в тех ее отраслях, где роботы массово используются, — ориентирована на экспорт. Следовательно, она активно развивалась и после насыщения внутреннего рынка. Фактически, именно масштабная экспансия японских товаров в другие страны сыграла одну из ключевых ролей в столь успешной автоматизации промышленности.

В заключении исследователи обращают внимание на то, что их результаты нужно интерпретировать осторожно. В современных условиях автоматизация производства в других странах может привести к совершенно иным эффектам. Однако, выводы этой научной работы являются отличным примером возможности позитивно повлиять на экономику с помощью роботов и при этом не уменьшать количество рабочих мест.

Комментарии

  • Если опасения луддитов оказались напрасными, то с чего бы опасениям неолуддитов не оказаться таковыми?
    Думается, что и в других странах ситуация будет аналогичной японской при прочих других равных.

    • Опасения луддитов не были напрасными. Да в целом промышленная революция сделала Англию великой державой и вызвала промышленный рост. В том числе и создала много рабочих мест. Но все это случилось сильно позже. А поначалу тысячи _квалифицированных_ работников (ткачей например) лишились рабочих мест и средств к существованию. А условия труда тех кто пришел им на смену были далеки от идеальных. Очень не сразу работники фабрик добились прав и свобод и смогли вернуть прежний уровень жизни. Даже сейчас легко назвать десяток профессий которые исчезли или исчезнут в ближайшем будущем. И не все эти люди сумеют приспособиться и найти новое место в жизни. Мне дважды пришлось менять специализацию и не факт, что не придется это делать в третий раз. С годами такие повороты все меньше "радуют" https://www.mirf.ru/science/luddizm-borba-protiv-mashin/

      • А еще можно вспомнить, как очень популярным было педалирование темы детского труда. Но не в том смысле, что как сейчас его запрещали. Наоборот, крупные промышленники лоббировали разрешение детям работать со все более раннего возраста. Делалось это под "благим" предлогом дать им возможность зарабатывать и помогать семье. Ну а на самом деле, есесена, несовершеннолетним можно было еще меньше платить, они могли работать в худших условиях (детям, как минимум, нужно меньше места и воздуха) и проще переносили переработки (по внешним признакам).

        После череды жестких восстаний, чудом не переросших в гражданскую войну, ситуация более-менее устаканилась. Но поначалу от индустриализации Великобританию лихорадило мама не горюй.

        • Этот период очень круто описан в романе "Наследник из Калькутты" Роберта Штильмарка. Может, не со стопроцентной исторической достоверностью, но атмосфера и общий настрой, я думаю, ухвачены чётко.

      • Да, это верно. Мне стоило оговориться, что речь идёт о долгосрочной перспективе, в которой плюсы от автоматизации производства с лихвой перевешивают минусы. Если же говорить о краткосрочных минусах, то как их избежать, какова альтернатива? Запретить прогресс, остановить развитие, вернуться в средневековье? Но это же не дело совсем.
        Разумеется, было бы просто прекрасно, чтобы люди не теряли своё место в жизни из-за неумолимого хода прогресса, но я не представляю, как это сделать. Можно смягчить последствия с помощью программ по переквалификации, социальных выплат и прочего, но это именно лишь смягчение...

      • Ммм,а что Англия до Промышленной Революции не была великой державой?

  • Данные по Японии не меняют общей картины сокращения рабочих мест при роботизации. Кажущийся парадокс объясняется очень просто: роботизация безусловно повышает конкурентоспособность экономики Японии, что и дает несомненный выигрыш. Рабочие места в Японии прирастают за счет сокращения где-нибудь в Бразилии или в Бангладеш. Страдать от этого будут больше всего слабо образованные люди бедных стран, тогда как развитые страны, особенно с высокой долей высокотехнологичного экспорта будут раз за разом публиковать отчеты о том, что у них-то все очень неплохо.

    • И это серьёзный повод для отсталых стран преодолевать свою отсталость.

    • А в Бангладеш разве идет автоматизация?

  • Профсоюз землекопов против внедрения экскаваторов!

    • Полуслепой, Вам бы зрение поправить! В статейке журнализды к сомнительному на самом деле исследованию (смотрите на пример Америки в котором автоматизация съедала рабочие места начиная с 1973 года включительно), добавили манипуляцию, в которой они объявляли неалудитами всех, кто указывал на вполне очевидный факт: нас ждёт полная роботизация всей экономики человекообразными роботами в физическом труде и AI- агентами в интеллектуальном, как только их интеллект достигнет такого который позволит собственно ставить их на любые работы.

      Очень, очень, очень банальный факт. И надо быть совсем тупым, чтобы пытаться спорить с этим фактом используя тупые неадекватные исторические аналогии!

      Если у вас железный работник на порядок в худшем случае и на два порядка в среднем дешевле чем биологический работник, то для биологического работника просто места в экономике не найдётся, экономической ниши не будет. Поставьте себя на место бизнеса: Зачем бизнесу нанимать на два порядка более дорогого (и менее надёжного, кстати) работника? Даже если бизнес сделает это из благотворительности, то он проиграет соседнему бизнесу-конкуренту, который этого не сделает.

      Это не означает что все кто говорит вам этот простой факт являются "неолдитами". Это означает что эти люди не прячут голову в жо... (в жёлтый песок?).

      А "неллудитов", здесь проекции и глупость писак подставляет.

      • С работниками которые в среднем на два порядка более дешёвый труд предоставляют, будет расти минимум на два порядка быстрее.

        Налоги, собранные с этой экономики роботов, можно распределять среди людей, для того чтобы они на эти деньги покупали товары и услуги у экономики роботов. Для роботов уж "Деньги не пахнут". Какая разница бизнесу роботов, у кого эти деньги за свои товары и услуги брать, у других бизнесов роботов, или у людей?

        И да, можно раздавать эти деньги как "безусловный большой доход", как осенью 2023 года стал говорить об этом Илон Маск, а можно придумать за что обществу было бы выгодно эти деньги платить людям, и проявить таким образом новую занятость для людей. И в демократиях именно так и будет.

        • И про демократии.

          Есть один тип работ, которые робот не сделает за человека: работа человека над собой.

          Это востребовано обществом. Как минимум по отношению ко всем кроме себя каждым членом общества:)). Ну а в демократиях вам ещё будет выгодно чтобы у вас был избиратель самого высокого качества. Не избиратель представителя на 4 или больше лет, а гражданин который голосует за любые решения, любые коллективные решения в обществе, по крайней мере таков идеал, такова предельная форма демократии. И возможность создавать нейросетевые модели позволяет реализовать это очень хорошим способом! Делать нейросетевые модели людей, и использовать их для голосований за те вещи на которые у людей не хватает ресурса для личного голосования, и при этом так как у нейросетевых моделей вас любимых "голова железная", можно заставлять их изучать все те материалы которые по мнению всех сторон, включая в сторону науки, необходимы для того чтобы вынести информированное решение по каждому из вопросов. А людям собственно платить за верификацию тех решений их нейросетевых моделей, которые по мнению основанных на таких же моделях и прочих наблюдениях другие нейросетевые модели посчитают наиболее вероятно расходящимися с тем решением которое примите вы. Вот собственно за верификацию таких решений общество и будет платить людям. Чтобы вы брали на себя работу по изучению того же самого что изучила ваша нейросетевая модель вас, любимого, чтобы в итоге дать много материала и для непрерывного обновления модели вас, и для того чтобы финальная модель адекватной моделью вас стала. То есть ваша работа будущего будет состоять в непрерывной учёбе по сути. Непрерывной учёбе и демократических голосованиях.

          В демократиях.

          А в авторитаризмах надо бояться этой роботизации больше всего на свете, потому что у авторитарных правителей будет очень большой искус пустить всех людей на машинное масло для роботов