Технологии

Один из первопроходцев беспилотных автомобилей избавился от этого подразделения

Uber передала с доплатой свое подразделение Advanced Technology Group (ATG) прямому конкуренту — компании Aurora. Новый владелец получит не только наработки в области беспилотных автомобилей, но и 400 миллионов долларов инвестиций.

Сообщение о сделке опубликовано в официальном блоге Aurora. Взамен Uber получит долю акций высокотехнологичного стартапа и место для своего представителя в совете директоров. Компании пообещали в дальнейшем сотрудничать на поприще беспилотных автомобилей — как легковых, так и грузовых. Что ждет команду ATG под новым руководством, пока не известно: возможно, обойдется без увольнений и реструктуризации. Но исключать подобный вариант не стоит.

Uber стояла у истоков «автопилотного бума». Более пяти лет назад была озвучена стратегия разработки необходимых технологий одними из первых на рынке. По мнению сооснователя компании Трэвиса Каланика (Travis Kalanick), создание собственных беспилотных автомобилей было залогом выживания Uber. Однако время показало, что и без них катастрофы не произошло — бренд живее всех живых. А вот постоянная спешка в разработке и тестировании технологий автопилота, похоже, была одной из причин нескольких громких скандалов.

Наиболее трагичный из них — авария со смертельным исходом в 2018 году. Тестовый водитель не следил за дорогой, а бортовое оборудование машины не успело вовремя идентифицировать человека. Автомобиль насмерть сбил переходившую дорогу в неположенном месте женщину с велосипедом. Расследование инцидента длилось больше года, авария обрастала множеством подробностей. В итоге Национальный совет по безопасности на транспорте США (NTSB) опубликовал внушительное количество материалов с выводами. Они были довольно нелицеприятными.

К трагедии привело стечение сразу нескольких факторов, среди которых — нарушение правил дорожного движения пешеходом и тестовым водителем, а также самой компанией Uber. Но жертву признали невиновной, поскольку остальные «накосячили» действительно по-крупному:

  • автопилот имел существенные недостатки в части обработки окружающей информации;
  • протокол испытаний был небезопасен — водитель отвлекся на сервисный дисплей;
  • из-за особенностей оборудования автопилота штатная система предупреждения столкновений Volvo отключилась, хотя должна была сработать.

Довершала картину дорожная обстановка в месте инцидента: ближайший переход находился более чем в ста метрах от места аварии. При этом к проезжей части там примыкает несколько пешеходных дорожек.

Эта история не могла не повлиять на репутацию Advanced Technology Group. И даже изменения в протоколах тестирования не помогли — после аварии в беспилотниках Uber ездили два оператора, которые могли сообщать обо всех инцидентах анонимно. Окончательным ударом по имиджу компании стал судебный иск от другого «автопилотного» стартапа — Waymo. Согласно материалам дела, Uber пытался украсть фирменную технологию лидара у конкурента.

©Aurora.tech

Иными словами, передача ATG другой компании, которая тоже давно работает в этом поле деятельности, может оказаться мудрым стратегическим решением. Благо у Aurora достаточно и опыта и репутации. Она была основана в 2017 году тремя мэтрами индустрии, работавшими над беспилотниками в других технологических гигантах: Крисом Урмсоном (Chris Urmson) из Google, Стерлингом Андерсоном (Sterling Anderson) из Tesla и Дрю Бэгнеллом из Uber.

Первоначально бизнес-модель Aurora предполагали строить на основе продажи своих технологий автопроизводителям. Однако за последние годы собственные аналогичные подразделения появились почти у всех игроков на рынке. В 2019 году компания переориентировалась на грузовой транспорт как более перспективный. Теперь же будущее проекта становится более интересным — возможно, у Aurora появится сразу два подразделения для разных видов техники: легковой и грузовой.

Спустя годы разработок и сотни миллионов суммарно пройденных километров автомобили с автопилотом так и не вышли массово на дороги. Задержки и проблемы в подобных проектах заставляют некоторых участников пересматривать свои планы и корректировать амбиции. Пока что многие эксперты оптимистично смотрят на середину 2020-х, когда, согласно популярному мнению, беспилотники, наконец, получат распространение.