Геология

Скорость циркуляции воды в Атлантике упала до самого низкого за 1000 лет уровня

Гольфстрим и другие течения Атлантического океана, общая система которых перераспределяет тепло по нашей планете и оказывает большое влияние на климат, сейчас движутся медленнее, чем около 1000-1600 лет назад.

Новое исследование показало, что одна из наиболее важных серий течений Мирового океана — Атлантическая меридиональная циркуляция (Atlantic Meridional Overturning Circulation, AMOC), которая протекает через Атлантический океан, а также Северное и Лабрадорское моря, перенося тепло из Южной и Северной Атлантики в более полярные воды Атлантики и тем самым помогая Земле регулировать температуру — достигла своего самого слабого состояния за тысячелетие. И эффективное распределение тепла по планете оказалось под вопросом.

Ученые из Ирландского национального университета в Мейнуте, Университетского колледжа Лондона (Великобритания) и Потсдамского университета (Германия) изучили данные, указывающие на беспрецедентное замедление темпов AMOC за последние 1600 лет из-за антропогенного изменения климата. Их работа опубликована в журнале Nature Geoscience.

Вид на AMOC и ее часть — Гольфстрима. В широком смысле Гольфстримом называют всю систему теплых течений в северной части Атлантического океана от Флориды до Скандинавского полуострова, Шпицбергена, Баренцева моря и Северного Ледовитого океана / © Океанографический институт Вудс-Хоул

Поскольку, как уже было сказано выше, циркуляция воды в Атлантике переносит тепло на север, она выделяет его и в атмосферу, помогая согревать страны — а без этого зимы в той же Великобритании могли быть почти на 5 °C холоднее. О том, что глобальное потепление ослабляет атлантическое течение Гольфстрим — часть AMOC, — известно давно. В 2018 году тот же коллектив ученых заявлял, что скорость Гольфстрима упала до минимума за всю историю наблюдений и в будущем это течение может вовсе исчезнуть. По их прошлым данным, сама Атлантическая меридиональная циркуляция с середины ХХ века ослабла примерно на 15 процентов.

«Впервые мы объединили ряд предыдущих исследований и обнаружили, что они дают последовательную картину эволюции AMOC за 1600 лет, — рассказал доктор Стефан Рамсторф, климатолог из Потсдамского университета. — Результаты показали, что циркуляция была относительно стабильной до конца XIX века. Но с завершением малого ледникового периода, примерно в 1850 году, океанические течения начали убывать, а с середины ХХ века, с 60-х годов, последовало второе, более резкое снижение. Небольшое восстановление циркуляции произошло затем в 1990-х годах, но потом снижение случилось в первом десятилетии 2000-х».

Главное достижение работы — в том, что она объединила несколько различных типов климатических «косвенных данных» для изучения изменений AMOC. Конечно, результаты стоит воспринимать с осторожностью, тем более что вероятные причины замедления Атлантической циркуляции специально не изучали.

Однако, как показывали предыдущие исследования, изменения климата, спровоцированные именно человеческой деятельностью, могут способствовать ослаблению океанический течений, вызывая таяние льдов в высокогорных северных регионах. Таяние льда приносит в океан все больше пресной воды — и это мешает нормальной циркуляции в океанах. В результате, если глобальное потепление продолжится до конца XXI века (как мы понимаем, этот процесс уже не остановить), «конвейер течений» в Атлантике окончательно ослабеет, что радикально изменит климат Земли.

По словам ученых, замедление циркуляции воды уже отражается на климатической системе по обе стороны все того же Атлантического океана. По мере ослабления течения у Восточного побережья США может накапливаться больше воды, что приведет к усиленному повышению уровня моря, например около Нью-Йорка и Бостона.

В то же время Европа сталкивается с волнами тепла. «В частности, волна тепла летом 2015-го была связана с рекордными холодами в северной части Атлантического океана в том же году — этот, казалось бы, парадоксальный эффект возникает из-за того, что холодная северная часть Атлантики способствует формированию давления воздуха, которое направляет теплый воздух с юга в Европу», — объяснили авторы работы.

Комментарии

  • Остановится ли Гольфстрим?
    Гольфстрим — это, пожалуй, важнейшее для человечества океаническое течение планетарного масштаба. Оно несёт тёплые воды из западной экваториальной части Атлантического океана (т.е. к востоку от Центральной Америки) — к берегам аж Северной Европы вплоть до Белого моря. Несомое им тепло создаёт благоприятный для проживания людей климат во всех омываемых им странах, включая скандинавские.

    И — если бы Гольфстрим остановился, то климат во всей Северной Европе мог бы стать таким же, как, например, на Чукотке или на севере Восточной Сибири.

    И эта тема обсуждается на уровне правительств заинтересованных стран, в соответствующие исследования вовлечено немало учёных.

    Дискуссии на этот счёт активировались в связи с «модой» на тему «глобального потепления». Учёные замеряют солёность воды в разных частях Гольфстрима, фантазируют о том, что будет, если солёность воды снизится вследствие таяния льдов в Гренландии…

    И на эти исследования выделяются немалые финансовые средства заинтересованных государств… Хотя не уместно ли, чтобы хоть один из вовлечённых в эти дискуссии и исследования учёный задумался бы о том, почему вообще существует это океаническое течение? В чём причина его существования? Что заставляет колоссальные объёмы воды непрерывно перемещаться на многие тысячи километров?

    Ответ ведь — прост, но, чтобы его получить, надо оторвать взгляд от пробирок с образцами воды — на гораздо более масштабные глобальные явления и процессы!

    … Начнём с рассмотрения вопроса о том, почему наша планета вертится, задавая привычные для нас смены времени суток.

    Ведь она могла бы и не вертеться, как, наверное, не вертятся многие другие планеты. И тогда бы климат на Земле был бы совсем иной.

    Что же могло заставить её начать вертеться, помимо Воли на то Бога?

    Ясно, что то был наклонный удар по Земле весьма крупного космического тела.

    Этот удар и задал планете вращательное движение.

    Но удар пришёлся по именно земной тверди, заставив её крутиться. А заметного воздействие того космического тела на малоплотную земную атмосферу не произошло, поэтому она так и осталась в состоянии своей инерции покоя.

    Итак — планета крутится, а её огромная атмосфера — нет.

    Так образовался дующий постоянно в экваториальном поясе Земли восточный ветер, именуемый пассатом.

    А в широтах, удалённых от экватора, метеорологи имеют дело с завихрениями, образовывающимися от пассата.

    Итак, желательно уразуметь, что это не атмосфера планеты «дует» ветрами, а Земля крутится и трётся об относительно неподвижную атмосферу.

    … Но, как бы то ни было на самом деле, но мы наблюдаем в тропических широтах постоянно дующий мощный ветер. А ветер, как многим из нас известно, гонит воду в том же направлении, создавая, например, (наряду с Луной) локальные приливы и отливы.

    И вот, «ветер гонит» на протяжении всего Атлантического Океана воду в направлении на запад.

    Но… это грандиозное течение натыкается на препятствие в виде вытянувшихся с севера на юг Америк…

    Куда же деваться всей этой воде? Вот она и, натолкнувшись на препятствие, течёт, в том числе, на север и далее на восток.

    … Теперь и задумаемся: может ли измениться направление Гольфстрима и может ли Гольфстрим вообще остановиться — под влиянием ничтожного снижения солёности океанической воды?...