Космонавтика

В России заявили о разработке космоплана для полета на орбитальную станцию РОС

Генеральный конструктор РКК «Энергия», академик РАН Владимир Соловьев, заявил на проходящих Королевских чтениях о разработке в России космоплана «для получения новых качеств системы транспортно-технического обеспечения РОС», то есть российской орбитальной станции. Предполагаемая конструкция вызывает большие сомнения с технической точки зрения.

Прорабатываемый космоплан «представляет собой летательный аппарат с композитным планером типа „несущий корпус“ с отклоняемым стреловидным V-образным крылом», заявил Соловьев. Что такое «несущий корпус» — неизвестно. Возможно, академик оговорился и имел в виду реально существующее в аэродинамике понятие «несущий фюзеляж» (то есть фюзеляж, частично берущий на себя функции крыла по созданию подъемной силы в атмосфере). Утверждается, что на орбиту его сможет выводить ракета-носитель среднего класса «Ангара».

Согласно иллюстрациям, представленным на чтениях, речь идет о компактном аппарате на четырех членов экипажа, с полезной нагрузкой в 1,8 тонны, причем 1,0 тонны из нее — масса топлива, с помощью которого космоплан должен маневрировать уже после выхода на орбиту. Двигателем у него должен быть кислород-керосиновый РД-0109 или аналог.

Среди преимуществ конструкции называют ее многоразовость, отсутствие необходимости в поисково-спасательной операции для возвращающихся на Землю космонавтов. Последнее обеспечивается возможностью посадки космоплана на аэродромах — за счет маневра в бок от средней траектории на дальность до 1500 километров. Кроме того, отмечается, что перегрузки для космоплана не превысят 1,5g — это меньше, чем на пилотируемых сегодня кораблях «Роскосмоса» (до двух раз). В теории такое должно привлекать космических туристов.

Озвученный проект космоплана производит странное впечатление. Технического и экономического смысла в современных условиях в нем нет. Доставляемая на орбиту полезная нагрузка (0,8 тонны, уровень корабля «Орел») и пассажировместимость имеют смысл на фоне современных пилотируемых космических кораблей, но явно несопоставимы с тоже многоразовым Starship, активно разрабатываемым в США. Тот сможет доставлять до 100 тонн полезной нагрузки на околоземную орбиту), брать на борт до 100 человек и до 40 человек в полеты дальше системы Земля — Луна. Ясно и то, что стоимость полетов у него будет много ниже, чем у системы «„Ангара“ — космоплан», о которой рассказал Соловьев.

Параметры планируемого космоплана, показанные на Королевских чтениях / © РИА Новости

Ключевые технические проблемы, делающие космоплан сомнительным решением, не изменились со времен «шаттлов»: им требуются крылья, отягощающие конструкцию большой «мертвой массой». В силу этого космоплан, который выходил бы в космос самостоятельно, был бы циклопически большим и дорогим. Поэтому на практике значительную часть тяги на взлете им должны обеспечивать мощные разгонные блоки, которые сами крыльями обладать не будут (иначе, опять же, их масса выйдет слишком большой). Спасать разгонные блоки (или заменяющую их ракету типа «Ангары») без крыльев на деле можно только по методу SpaceX — то есть посадкой на хвост.

Ракета «Ангара» формально заявлена как имеющая многоразовые модули: глава «Роскосмоса» Юрий Борисов ранее сообщил о способности ее универсальных ракетных модулей выдерживать десятикратное использование. Действительно, о намерении переделать «Ангару» в многоразовую, садящуюся на стартовую платформу в море (по образцу Falcon 9 от SpaceX), в отечественной космической отрасли открыто говорят с 2020 года. Причем сегодня, 23 января 2024 года, главный конструктор НПО «Энергомаш» Петр Левочкин повторил этот тезис, утверждая, что у «Ангары-А5» будет многоразовость нижних ступеней на уровне примерно десятка (как несколько лет назад уже получилось у Falcon 9).

Однако с технической точки зрения этот проект сомнителен: такая переделка займет несколько лет, то есть закончится как раз ко времени, когда российская космическая отрасль неизбежно начнет копировать уже Starship — следующее поколение ракет SpaceX. Какой тогда смысл в этой переделке и проектировании космоплана для российской орбитальной станции — неясно.

В то же время отметим, что пока речь о космоплане только зашла. Период, необходимый на его эскизное проектирование, явно будет больше, чем время, которое потребуется SpaceX для первого полноценного орбитального полета Starship. На его фоне на новый космоплан и многоразовую версию «Ангары» могут и не выделить средств, что было бы оптимальным вариантом развития событий.

Комментарии

    • Николай Цыгикало, они таки нашли чертежи, а говорили что потеряли 😁

  • Гипотетически может и «взлетель». Старшип, пока что ещё - теория, и не известно когда войдёт «в массы». У Роскосмоса нет столько миллиардов $ , частных подрядчиков и времени на непроверенные решения. Ракеты классической компоновки летают со времён «Востока», шаттлы тоже летали и у нас и американцев. Значит и Ангара с этим космопланом гарантированно полетит (если, конечно, никто не накосячит=).

    + всего лишь1,5g перегрузки - это огромное преимущество! Список богатеньких буратин, могущих себе позволить такое путешествие, должен значительно удлиниться8-)

  • Уже столько было этих PowerPoint проектов в российской космонавтике, что даже неприлично про них говорить. Про Клипер кто-нибудь помнит ещё? Нет, только когда появляется реальное железо, то можно что-то обсуждать. Например для Союз-5 я видел фотографии с баками первой ступени, поэтому это тема для обсуждения, а вот эти веселые картинки увы нет.

  • это же Флиппер!! разработка времен совка!.. тогда его завернули, потому, что был уродливее Шатла.... а теперь раскопали и выдали за современную разработку)))) как и все, что делает эта власть... точнее не делает, а ворует))

    • Алиса Горностаева, вот не надо на СССР, Россия ни одного космического корабля после 1989 дальше земной орбиты не запустила. Фобос 1, и Фобос 2 аппараты последние аппараты СССР которые покинули земную орбиту.

      • Serjo Djachkowski, да что, серьёзно не запустила? А как же Спектр-РГ?

        • Андрей Степанов, да Спектр РГ соглашусь. Но к Марсу, Луне, Венере и далёким планетам мы не летали за историю России которая 33 года и возможно не полетим. Максимум лунная орбита и точка Лагранжа. Индусы в этом году запускают 2 аппарат на Марс Андрей.Про аппарат типа Бора или Спирали хорошо если сделают. Из того что сделали это "Ангара". Чисто российских разработок которые воплотились в железо я не вижу. Есть куча концепций, слайдов, говорильни, круглых столов " Сколково". Нет только одного проект 001 запущен в серию в срок. Есть куча отговорок. Типа концепция поменялась, нет радиационно стойкой микроэлектроники, Выполняется цикл работ НИОКР для восстановления технологий.Нет сварщика который может варить условно в аргоне. Хотелось бы верить в чудо.

    • Горностаева, не "Флиппер" а "Клипер", вот он:
      https://topcor.ru/uploads/posts/2019-03/1552629339_cliper210.jpg
      (что в нём "уродливого"?)
      https://hdpic.club/uploads/posts/2022-01/thumbs/1642000648_8-hdpic-club-p-mnogorazovii-rossiiskii-korabl-18.jpg
      или в европейской "транскрипции"
      https://hdpic.club/uploads/posts/2022-01/thumbs/1642000697_13-hdpic-club-p-mnogorazovii-rossiiskii-korabl-28.jpg
      чувствуется разница?

  • Сначала будет концепция потом в 2035 или 2040 эта концепция будет пересмотрена. См Dream Chazer, New Glenn, Starship, Neutron. https://ru.wikipedia.org/wiki/Dream_Chaser. Тут интересно про Амур СПГ который только в 2028 полетит (сдвиг 2030_2032 поздно начали заниматься метановыми двигателями). Уже будет куча ракет от Neutron, Terran R, New Glenn, Starship и китайской многоразовой метановой ракетой 100-150 тонн.

  • Комментарий удален пользователем или модератором...

    • Рон Дондерево, хотелки Маска все же подкрепляются кое-какими образцами в железе. Ну там ракеты взлетают, машины ездят, спутники бороздят, старлинк работает. Ваши хотелки подкрепляются лишь коментами в интернетах. Нетрудно догадаться чьи хотелки в итоге сбудутся.

      • Комментарий удален пользователем или модератором...

        • Рон Дондерево, планы корректируются не всегда получается в срок тем более заявленный так давно. Однако на основании передвижки сроков заявлять, что "вообще ничего не делается" это уже совсем тупо. Роскосмос сдвигает сроки постоянно, но маскофобы молчат об этом в тряпочку.

          • Комментарий удален пользователем или модератором...

          • Рон Дондерево, нет смысла с вами спорить на эту тему. Проще немного подождать как уже было с другими "провальными" проектами перечисленными чуть выше.
            К слову с чего вы взяли что Dragon отменен? 😄 На МКС астронавты на батутах летают? Туристический вариант отложили до лучших времен, но пилотируемые Crew Dragon никуда не делись.

  • Сверху потребовали в короткие сроки многоразовый вариант ну эти и прикрутили старый космоплан - авось прокатит. Смысла в этом нет никакого чисто для презентаций.

    • Иван Колупаев, так а что в этом плохого:

      «Среди преимуществ конструкции называют ее многоразовость, отсутствие необходимости в поисково-спасательной операции для возвращающихся на Землю космонавтов. Последнее обеспечивается возможностью посадки космоплана на аэродромах — за счет маневра в бок от средней траектории на дальность до 1500 километров. Кроме того, отмечается, что перегрузки для космоплана не превысят 1,5g — это меньше, чем на пилотируемых сегодня кораблях «Роскосмоса» (до двух раз). В теории такое должно привлекать космических туристов.»

      ?

    • Иван Ко, может и так, но скорей всего нужна какая-то полезная нагрузка для испытаний
      "Ангары", и заодно навигацию обкатать собственной выделки: другое объйснение найти
      сложновато: проект явно устаревший и смысла кроме "катать туристов до аэродрома"
      вроде бы не имеющий.
      на моё имхо, Рф гораздо больше нуждается в постоянном орбитальном буксире, даже
      необязательно ядерном, с возможностью дозаправки и обслуживания, и возвращаемых
      капсулах(!), которые с него можно будет высаживать на имеющие атмосферу планеты
      (чтоб парашют раскрылся)

  • Ангару строят уже 30 лет. Многоразовые блоки будут доводить до ума еще столько же, если вообще начнут. История Роскосмоса с его начала, впечатляет только скандалами на стройках и постоянным переносом сроков. Много говорится о планах и очень мало о том что сделано как планировалось. В общем я разочаровался. Хотел бы видеть новости о достижениях, а не о мечтах.
    Изображения космоплана очень похожи на проект Спираль СССР, как бы не с чертежей срисовали. Не верю что реально что то делают.

    • Яков, не 30 ,с 1992 её делают . Следующий полёт 2027 год. В планах до 32 года делать по 8 ракет Ангара-5М в год. Это Максимальное количество что может выдать завод. С Ракетой Союз-5 вообще как в репризе клоунов Харламова и Ревы Киборги Идут"Какой тираж вашей книги? - Тираж моей книги -одна книга" . Так вот :-тираж ракеты Союз-5 , одна ракета в год. Эта настоящая путенская клоунада. Улыбающиеся лица путломенеджеров, не влазящие в экран телевизора.

  • Роскосмос продолжает разрабатывать новые модели пейджеров. Смело!

  • Комментарий удален пользователем или модератором...

    • Ivan, по крайней мере это не киевский "Сiч-2" с технологиями 60-летней давности, а большие ракеты нужны, никуда не денешься: без них только спускаемые аппараты можно выводить, а сейчас нужны будут целые секции, вместе с буксирами для перемещений