Космонавтика

Американские ВКС запустили спутник с авиалайнера для демонстрации возможности оперативного выведения аппаратов в космос

В минувшие выходные без лишней помпы Космические силы США провели демонстрационный запуск спутника в космос по программе Tactically Responsive Launch. Его задача — показать, что военные при необходимости могут вывести на орбиту полезную нагрузку в любой момент. Назначение космического аппарата и его характеристики не разглашаются, но в рамках миссии эти вопросы классифицировали как второстепенные.

Известно, что спутник собран из коммерчески доступных компонентов, создан менее чем за год и служит демонстратором технологий. Его предназначение описывают как имеющее отношение к «осведомленности об обстановке в космическом пространстве». Портал NASASpaceFlight считает, что этот эвфемизм почти всегда относится к аппаратам для мониторинга активности других спутников. Но догадки, естественно, официального подтверждения не имеют.

Концепция оперативного реагирования на какие-либо события в виде запуска спутников в любой необходимый момент будоражит умы военных не первое десятилетие. До недавнего времени единственный разумный способ обеспечить быстрый вывод полезной нагрузки на орбиту заключался в избыточной подготовке. Если военным нужна быстрая замена вышедшего из строя космического аппарата, она должна заранее находиться на необходимой орбите. Или быть собранной и установленной на подготовленной к запуску ракете.

Учитывая обычные сроки производства спутников и ракет-носителей (годы), такой подход требует огромных финансовых затрат. К тому же всегда есть риск провала, если подготовки окажется недостаточно. Легкое решение замаячило на горизонте в 2010-х, когда одновременно появилось сразу несколько частных космических компаний. Они могли либо быстро собрать ракету (менее чем за месяц), либо делали их буквально впрок. Отдельное преимущество имела SpaceX с их концепцией многоразовости — повторное использование самой долгой в производстве первой ступени через несколько недель после запуска.

Как пишет сайт SpaceNews, миссия Tactically Responsive Launch 2 (TacRL-2) стартовала с базы ВВС США Ванденберг 13 июня. Самолет-носитель Stargazer (модифицированный авиалайнер Lockheed L-1011 TriStar) поднялся на высоту около 12 километров. Там, во время пускового окна длительностью всего шесть минут, в 01:11 по тихоокеанскому времени от него отделилась ракета-носитель Pegasus XL. Она вывела секретную полезную нагрузку на солнечно-синхронную орбиту. Миссию признали успешной, иных подробностей Космические силы не сообщили.

Несмотря на двойку в названии, TacRL-2 — первый полет по программе. По сути, она прямое продолжение эксперимента Jumpstart, в рамках которого ракета Falcon-1 должна была вывести один из нескольких быстро подготовленных спутников (выбрали в итоге некий Trailblazer). К несчастью, тогда детище недавно созданной SpaceX еще находилось на стадии испытаний, так что полет закончился преждевременно из-за аварии первой ступени. На ближайшие годы запланировано еще не менее двух запусков по программе Tactically Responsive Launch. Вероятнее всего, каждый из них выполнят разные компании.

Представители Northrop Grumman утверждают, что на интеграцию полезной нагрузки, все необходимые тесты и подготовку запуска ушло менее четырех месяцев. Это неплохой результат, но до заветных считанных дней еще далеко.

Пегас, который смог

Ракета Pegasus — первый носитель, предназначенный для воздушного старта, который успешно прошел испытания и активно эксплуатируется. Его разработка началась в 1980-х, первый полет компания Orbital Sciences Corporation (OSC) провела в 1990 году. Поначалу для запуска использовали модифицированный бомбардировщик NB-52B Balls 8 (оператор — NASA). Затем в начале 1990-х OSC купила Lockheed L1011-1 TriStar и переоборудовали его в самолет-носитель Stargazer (название дано в честь космического корабля из сериала «Звездный путь»). Доработать пришлось и ракету, у которой частично переделали горизонтальное оперение на первой ступени.

Сейчас в семействе «Пегасов» — сразу три основных модификации: «обычная» (не используется с 1994 года), XL и H. Ракета трехступенчатая, твердотопливная, с опциональным жидкостным разгонным блоком. Максимальная масса полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту достигает 443 килограммов. Помимо первого успешного носителя для воздушного запуска, Pegasus по праву носит титул первой коммерчески разработанной ракеты. С начала эксплуатации провели уже 45 запусков (включая TacRL-2), 40 из которых полностью успешные, три — неудачные, а еще два — частично неудачные. Все провалы произошли на стадии отладки ракеты в 1990-х.

Комментарии

  • Я бы про "Пегас" отметил ещё, что это единственная крылатая ракета-носитель. Всё-таки сверхзвуковое треугольное крыло и его работа при выведении являются исключительным и единственным действующим решением на сегодня для ракет-носителей. Или, другими словами, это единственная крылатая ракета, летающая в космос.

    • кстати, да, ведь так и есть

      но дописывать уже не буду, слишком жирно получается)

      • Да ничего страшного, здесь читателям отметили, а остальным оно и не надо)

  • "Stargazer - это Lockheed L-1011 TriStar, построенный в 1974 году (!), который был модифицирован в 1994 году для использования компанией Orbital Sciences (ныне являющейся частью Northrop Grumman) в качестве стартовой площадки для ракеты-носителя Pegasus. По состоянию на октябрь 2019 года с него было запущено 44 ракеты (с 95 спутниками) с использованием конфигураций Pegasus-H и Pegasus-XL. Stargazer - последний годный к полетам TriStar"
    Ну что - сказать - прочную лошадку построил "Локхид" почти полвека назад.

    • По состоянию на октябрь 2019 года с него было запущено 44 ракеты (с 95 спутниками)

      неверно
      пять пусков из 45 были из-под крыла NB-52B

      Но десять-одиннадцать и правда годная машина

      • Они её не только как космический носитель использовали. Но и для запусков гиперзвукового Х-34. Его запускали с бомбардировщика только.

        • Его запускали с бомбардировщика только

          не понял

          Но и для запусков гиперзвукового Х-34

          про это забыл
          тогда, да, там с L-1011 действительно может быть 45 стартов

          • Описка, Х-43. Гиперзвуковой аппарат. Было три пуска, все на Пегасе, запускавшемся с бомбардировщика (В-52)

          • вообще про такой не помню

            но 34й со старгейзера запускали и пегас там вообще не использовался

          • Совершенно верно. Поэтому не о нём речь, а о запусках "Пегаса". Пегас разгонял Х-43А до скорости М=7, далее Х-43А отделялся и сам своим гиперзвуковым двигателем разгонялся до М=10, после чего падал в океан. Он укреплялся на носу "Пегаса", который запускался с бомбера Б-52.

  • Могли бы и на воздушном шаре запустить, и даже до 50 км высоты, почему обязательно на самолете, и еще дешевле бы было.

    • потому что нужна не высота, а скорость в первую очередь

      • Причём скорость реакции. То есть время от принятия решения на выведение космического аппарата на орбиту до времени, когда он там окажется. По идее запуску с самолёта даже погода помешать не должна, можно это сделать из запасного района.

        • ну, это еще один важный момент, да

    • Самолёт обеспечивает скорость ракеты, достаточную для её полной аэродинамической управляемости. На той высоте, где плотность воздуха обеспечивает управляемость при дозвуковой скорости.

      А на высоте 50 км при неподвижном старте ракета будет оставаться аэродинамически неуправляемой не только на дозвуковой скорости, но и на нижнем сверхзвуке. И чтобы выйти на приличный сверхзвук (гиперзвук для высот 50 км) вызывающие адекватные управляющие усилия на аэродинамических органах ракеты и подъёмную силу крыла, при разреженности воздуха на высоте 50 км, ракете понадобится не полминуты, а побольше. Все это время она будет неуправляемой - скорость её окажется хаотично меняющейся в пространстве, накопления скорости не произойдет, выведения не состоится.
      На высоте 50 км Пегас идет на гиперзвуковом режиме. Как его обеспечит старт с неподвижного шара? Да и крыло там уже работает слабо - его основная работа происходит на высотах от старта до 35-40 км.

  • В 2008 году проходила новость о том, что Израиль создал консорциум для разработки такой системы вывода спутников на низкую орбиту. Вроде бы как для резкого повышения ситуационной осведомлённости непосредственно на время проведения войсковой операции. Сравнительно дешёвые, "короткоживущие" и при этом многочисленные. Опять же по слухам, ракета-носитель на базе аэробаллистической "Black Sparrow", имитатора баллистической ракеты для испытаний системы ПРО от "Rafael". Возможно израильтяне поделились с американцами результатами работ.

    • Делиться, может, и делились, но не в этом случае.

      В основе всех ступеней Pegasus -- глубокое развитие очень старого (и до сих пор активно используемого и улучшаемого) американского семейства твердотопливных ускорителей. По сути, ракетчики в США давно поняли, что лучше разработать отличные базовые шашки и потом уже из них набирать ракеты нужной мощности. От баллистических до орбитальных. Трабл в том, что из-за этого на пегасе либо очень мало, либо вообще нет коммерческих нагрузок. Только одобренные вояками

      Плюс, пегас начали разрабатывать в далеких 80-х.

      А у Израиля есть много проблем с космическими запусками. На данный момент это, вроде бы, единственная страна, которая запускает космические ракеты только "против хода" -- на Запад. Чтоб ценные технологии, если что, на арабов не упали

      • Делиться всегда есть чем. К примеру, американцы оплачивали часть ракет к Ж Куполу. В ответ получали результаты реального боевого применения системы ПРО поля боя. Что однозначно сильно помогло в собственных разработках по тем же MHTK.
        Возможно и здесь похожая ситуация. Ведь при всех различиях двух проектов цель по сути одинакова. Быстрое и сравнительно дешёвое развёртывание спутниковой группировки в интересах военных.