Космонавтика

Подготовлен эскизный проект первой российской многоразовой метановой ракеты

В Ракетно-космическом центре «Прогресс», входящем в «Роскосмос», подготовили эскизный проект метановой ракеты «Амур-СПГ». Предполагается, что носитель будет многоразовым.

Россия давно хочет получить первую в своей истории многоразовую ракету-носитель, которая позволила бы более эффективно конкурировать на мировом рынке запусков. Теперь страна стала на шаг ближе к своей цели: эскизный проект носителя «Амур-СПГ» подготовлен и направлен головным научно-исследовательским институтам ракетно-космической индустрии.

В «Прогрессе» отметили, что большая часть научно-исследовательских институтов выдала положительные заключения на эскизный проект. В то же время не исключают, что с учетом доработки окончательные сроки сдачи изменят.

Это может быть связано с предложениями головного заказчика подключить к проекту организации ПАО «Газпром». Кроме того, они затрагивают подготовительные работы на новом российском космодроме Восточный.

Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с космодрома Восточный / ©wikipedia

Соглашение на разработку эскизного проекта новой ракеты «Роскосмос» и «Прогресс» подписали примерно год назад. Согласно концепции, ракета получит многоразовую первую ступень. Местом запуска выбрали Восточный.

Зимой гендиректор «Прогресса» Дмитрий Баранов заявил, что работы по эскизному проектированию носителя «Амур-СПГ» завершат в третьем квартале года.

В январе стало известно, что двигатели нового носителя можно будет запускать до 50 раз. Сама ступень, как тогда сообщалось, сможет применяться до десяти раз.

Возвращение многоразовой первой ступени будущей ракеты в представлении художника / ©Вести

Предположительно, ракета будет двухступенчатой: проще говоря, она станет условным аналогом знаменитой Falcon 9 от SpaceX. В то же время носители имеют важное различие, так как детище Илона Маска использует в качестве горючего не метан, а керосин.

Стоит отметить, что SpaceX далеко продвинулась в разработке своего нового метанового двигателя Raptor, который нашел применение на многоразовой космической системе Starship.

Демонстрацией ее готовности стала недавняя стыковка прототипа корабля Starship и ускорителя. Первые орбитальные испытания системы можно ожидать уже в обозримой перспективе. Первый полностью успешный запуск на десятикилометровую высоту демонстратор Starship выполнил в мае.

В будущем космическую систему можно применять для решения разных задач, в том числе пилотируемых полетов к Луне и Марсу.

Комментарии

  • Ништяк, теперь падать будут не только самолеты.

  • На главном фото, однако, гидразиновый "Протон")

    • Какой еще такой гидразин? Гидразин - однокомпонентное топливо. В 82 машине используется НДМГ. У американов в некоторых случаях используется аэрозин-50, смесь НДМГ и гидразина. Подробности, что хорошо, а что плохо, надеюсь, разъяснят специалисты.

      • Да для простоты так написал. ) не было времени выписывать про несимметричность молекулы НДМГ. Смысл ремарки - на фото вовсе не метановые двигатели. Вот и все. Специалистам и так все ясно.)

      • И в качестве почти безнадёжной попытки оправдания, замечу, что именно это фото уже комментировалось, именно по цвету пламени и применямой топливной паре и горючему. В нижней части статьи - там все правильно описано? Там это фото приведено. До него и после него по абзацу описания, что именно там горит. Взгляните, пожалуйста.
        https://elementy.ru/kartinka_dnya/1135/Start_Soyuza

    • Т.е., как использовать гидразин, чтобы он начал разлагаться не в баке, а в камере сгорания - не могу понять. Хотя, вроде бы, гидразин может быть и горючим. Пара гидразин+пентаборан по удельному импульсу близка к паре кислород+водород, где-то более 400 сек

      • Да элементарно. Разработав правильный катализатор разложения гидразина, и поместив его в камеру разложения. Гидразиновых двигателей в космосе в эту минуту летает множество, летает и работает. Двигатели ориентации, орбитального маневрирования. От килограммов и меньше до центнеров тяги. На чистом гидразине, монотопливные.

        • Т.е. сам по себе, без катализатора он не разлагается?

          • Очень мало; добавляют стабилизаторы. Именно потому что он сам не разлагается, его и используют в двигателях космических аппаратов, работающих по многу лет, иногда 10-15. На геостационарной орбите много аппаратов с гидразиновыми двигателями. А туда ненадолго не летают.

    • Да ладно кроме пары специалистов никто не поймет, что там изображен не тот двигатель. А фотки "того" не существует в природе.

  • Лучше бы научиться делать рекомбинационные двигатели. При удельном импульсе 2000 сек (в два раза больше, чем у твердофазного ЯРД с водородным рабочим телом) сделать одноступенчатый космический носитель - не проблема. Был бы двигатель.