По его словам, обломки бетона тут ни при чем, а причины аварии принципиально иные. Кроме того, он ожидает нереалистично быстрого следующего запуска нового космического корабля.
Илон Маск 29 апреля 2023 года в чате только для подписчиков со своего аккаунта в Twitter сделал ряд заявлений по случившейся аварии при первом запуске Starship в космос и перспективах следующих испытаний. По его словам, первый пуск «имел примерно тот исход, на который я рассчитывал, и, быть может, слегка превзошел мои ожидания». Ключевым результатом первых испытаний Starship (до этого испытывалась только одноименная вторая ступень, интегрированная с кораблем) он считает два момента. Во-первых, то, что носителю сразу удалось улететь со стартовой площадки, во-вторых — что он успел отправить данные из периода до преодоления максимального скоростного напора.
Также он заявил: «Как ни странно, мы не видим [в данных, полученных от Starship на испытаниях] свидетельств того, что «каменное торнадо» действительно повредило двигатели или теплозащиту существенным образом. Это могло произойти, но у нас все еще нет свидетельств этого». Под «каменным торнадо» Илон Маск имел в виду массовый полет во все стороны кусков жаропрочного железобетона от стартовой площадки. Та разрушилась от работы двигателей первой ступени Starship на 80 процентах от полной мощности. Ранее та же площадка перенесла статические испытания, при которых три десятка двигателей первой ступени работали на 50 процентах мощности.
Крупные обломки бетона разлетелись в радиусе примерно километра от стартовой площадки, мелкие частицы — до 10 километров от точки пуска. Чтобы в следующий раз это не повторилось, SpaceX планирует установить под стартовой «табуреткой» Starship стальное водораспыляющее устройство, направленное вверх и охлаждаемое большими объемами воды. Оно должно будет подавить пылеобразование и охлаждать стартовую площадку достаточно, чтобы избежать ее разрушений.
Что же стало причиной аварии испытываемого носителя, если не «каменное торнадо»? Во-первых, сразу после старта отказали или были отключены системой самодиагностики (но не взорвались) Starship три двигателя Raptor из 33. С 30 двигателями ракета еще могла достигнуть космоса. Однако на 27-й секунде полета вышел из строя двигатель №19, и в этот же момент некое событие оторвало часть тепловой защиты вокруг этого двигателя и еще трех. В этот момент, по словам Маска, из кормы ракеты шли хорошо различимые языки пламени. Уже после этого до космоса Starship дотянуть не мог, но испытания продолжались, чтобы получить более полную картину прохождения им атмосферы.
На 62-й секунде была повреждена теплозащита двигателя №30, хотя он, как ни странно, продолжал при этом работать. На 85-й вышел из строя другой двигатель, после чего возможность управления вектором тяги Starship была потеряна. Что необычно, после того, как операторы полета отдали команду на самоподрыв ракеты (чтобы она упала в безопасном районе моря, не повредив никому), ракета не разрушалась еще сорок секунд. Обычно заряд самоподрыва работает сразу или не работает вообще. Не вполне ясно, почему в этот раз он сработал, но с таким значительным запозданием.
Совершенно удивительным выглядит заявление Илона Маска о том, что следующие испытания Starship могут состояться через два месяца. Хотя собственно готовые носители у компании есть (и не один), ремонт стартовой площадки должен быть достаточно непростым и времязатратным. Как все это можно сделать за два месяца — не ясно. Не исключено, что срок старта сдвинется, и в реальности вторые испытания собранного носителя состоятся осенью.
Интересно, что Маск считает: уже готовые первые ступени Starship имеют существенно более надежные двигатели Raptor и теплозащиту к ним, чем та ступень, что взлетела с Бока-Чика 20 апреля 2023 года. И, таким образом, радикальная переработка материальной части носителей для следующих испытаний не нужна. Глава SpaceX полагает, что в следующих испытаниях носитель имеет существенные шансы пройти стадию разделения первой и второй ступени, а вторая ступень сможет достигнуть космоса «с шансами выше 50 процентов».
До конца года, по его мнению, эта цифра повысится до 80 и более процентов, а в ближайшие 12 месяцев — до 100 процентов. Это крайне оптимистические оценки, если учесть, насколько Starship больше любой другой ракеты в земной истории, и насколько он отличается от всех когда-либо существовавших предшественников и по другим параметрам, а не только по размерам и массе. Достаточно напомнить, что до этого носителя ни один не имел полнопоточные жидкостные ракетные двигатели с полной газификацией компонентов.
По плану, в случае успеха следующего пуска Starship должен будет совершить суборбитальный полет, и упасть в море в районе Гавайев. Суборбитальная траектория выбрана для того, чтобы в случае отказа управления второй ступенью на орбите она все равно упала бы в нужном районе, а не неизвестно куда, как могло бы случиться при отказе системы управления в орбитальном полете.
Согласно оценке Маска, общие затраты его компании на программу Starship в этом году будут около двух миллиардов долларов при четырех-пяти испытательных пусках. Такая сумма складывается не только из собственно запусков, но из программы постепенной модернизации космодрома — установки водной системы охлаждения и пылеподавления на стартовом столе, замене емкостей с топливом на имеющие вакуумную изоляцию и ряд других мер.
Комментарии
Повреждение двигателей кусками бетона вообще очень сомнительная версия, на мой взгляд. Чтобы камень попал в двигатель, он должен почему-то полететь вверх от точки своего отрыва из бетонного основания. За счёт чего бы он стал так двигаться? Разлет в стороны - понятное дело, камень отламывается и разгоняется растекающимся потоком выхлопа, то есть радиально от площадки.
Но чтобы камень полетел вверх в двигатели, это непонятно. При этом он должен метров двадцать подниматься от плиты вверх против реактивной сверхзвуковой струи, дующей со скоростью порядка трёх километров в секунду. За счёт чего камень преодолеет такой поток, и пройдёт вверх по нему до двигателей, а не будет сдут этим потоком?
Эти два момента - полёт вверх от точки отрыва (за счёт чего?), а не радиально в стороны, и преодоление мощного встречного сверхзвукового потока из сопел (за счёт чего?)— делают версию о побивании камнями двигателей крайне сомнительной с моей точки зрения.
"За счёт чего бы он стал так двигаться?"
Общее предположение до этого было -- за счет рикошета от элементов "табуретки"
Сомнительно. Если камень разогнался до своей энергии за счёт обдува струëй (а больше нечем), то при попытке подняться против струи она отнимет у него всю энергию, до которой разогнала перед этим, и даже отнимет больше энергии, потому что на встречном движении скорость обдува будет больше, чем по потоку. Плюс потеря части полученной энергии при ударе. Остаточной энергии камня не хватит, чтобы пройти вверх против струи до сопел. Ведь именно эта струя его так разогнала, обдувая "по ходу" — а при встречном движении камня против струи скорость обдува будет ещё больше (встречные скорости) и полученное торможение гарантированно превысит ранее полученный разгон. Не сходится картина.
Простыми словами, такая струя гарантированно сдует всё, что попытается подлететь к соплам с нижнего направления. В таком сверхзвуковом течении камень не может двигаться свободно, отскакивать как вздумается, и тп. Он плотно охвачен сверхзвуковым потоком и движется только вместе с ним, однонаправленно. Он как бы влит в поток и летит по этому потоку. Почему и происходит сам разгон камня.
Поэтому радиальный разлет камней от площадки - не вопрос, в полном соответствии с радиальным течением струи от табуретки. Но чтобы камень пошёл против такого потока и добрался до сопел против истечения струи – выглядит небывалым.
Три отказавших двигателя находились во внешней части их кольца -- то есть была вероятность подлета к ним не снизу, а сбоку. Впрочем, я согласен с тем, что пока это не выглядит убедительным вариантом.
Это был незапуск двигателей при старте, ещё до выхода на взлётный режим и генерации потока камней. Они отказали до того, как полетели камни.К тому же как камень, ударивший сбоку по соплу, предотвращает зажигание в камере сгорания? Упрятанной глубже в недра ракеты, так сказать?
Это вопрос очень хороший, и, повторюсь, пока версия эта не кажется мне доказательной.
Однако я понимаю причины ее возникновения. Три двигателя отказали в одном месте, в одно время, а в других точках дна не отказали. С учетом их технической автономности -- да, такое может породить всякие догадки.
Ну мы просто обмениваемся мнениями. Кому что видится, и с какого ракурса. Про автономность двигателей не знаю, увы, ничего - объединены ли они в кластеры, и как именно построена система управления двигателями. А так да, отказ трёх двигателей, локализованный в одном месте, имеет свою причину этой локализации. Не знаю на чем экономит Маск, но при хорошей телеметрии нет проблем прочитать эти причины. Надеюсь, телеметрия у них достаточная.
Сбоку там стол мешает на старте
Попытка помочиться против ветра это наглядная демонстрация возможности подобных рикошетов.
Типа того. Учитывая огромную скорость и сверхзвуковой характер струи, со значением М порядка 3, а то и чуть больше.При очень сильном ветре и по ветру помочиться не получится. Нет вообще никаких нормальных вариантов)
Там вроде бы изначально не все двигатели отработали зажигание. То есть неполадки в самой конструкции уже были до старта. Проще предположить что и дальше виноваты эти неполадки а не коварные куски бетона. Хотя с точки зрения блогеров все выглядит наоборот.
Согласен. Отказы двигателей на старте не вызваны камнями, полетевшими уже потом, после развития тяги двигателей.
запросто попадёт. для этого есть как минимум три эффекта. 1 - дунь в бутылку с опилками. 2-инжектирование окружающего сопла воздуха под себя (всасывание всего что уже поднялось выше форсунки). 3-рикошеты.
А вообще при проектировании учитываем что всё что может случиться - случится. Даже не очень вероятные события
Какие еще форсунки. Какие рикошеты. Энергии и скорости камня после рикошета не хватит, чтобы двигаться в струе навстречу потоку, ни выйти из неё вверх. В зоне струи все будет сдуто по потоку за сотую долю секунды. Потому и камни разлетелись на 8 км. Что они получали в струе такую скорость по потоку. Но ни в каких других направлениях. Поток не даст им лететь иначе.
Это правда всего лишь версия, но и она должна быть рассмотрена
Кажется, вы упоминали, что эта ракета может быть использована в военных целях. Так ли это? И как такое использование может выглядеть?
Да, слегка упомянул) вот в этом материале.
https://naked-science.ru/article/tech/voenno-ballisticheskij-transport-ili-novaya-istoriya-budushhego
Очень интересная статья, не видел её раньше. А если гипотетически допустить, что сейчас опять начнётся гонка вооружений Запада и России, то вот прям видно, что всё готово для появления автономных боевых роботов (дронов у Теслы пока, кажется, нет) на экосистеме Теслы, которых могут закинуть такими вот суборьитальными вагонами в любую точку огромной страны за 50 минут.... То это прямо внушает опасения у моего внутреннего параноика. Стоит волноваться?
Где-то я видел, что Маск заявил о миллиардах человекоподобных роботов, которые гипотетически могут быть востребованы на рынке. Возможно это хоть в каком-то виде? Или это всё пиар, маркетинг или троллинг от Маска?
Андроидных роботов он делает, вон новость про их танцы в гараже. Так что будущее может быть разным)
Вариантов, на самом деле, очень много. Кроме упомянутых Николаем есть еще пара, второй и третий раздел: https://naked-science.ru/article/cosmonautics/starship-airforce
На данный момент обе опции выглядят далекими, в силу того, что для них нужно радикальное снижение стоимости. Но, если оно будет достигнуто Старшипом -- то почему нет.
На данный момент Старшип растянулся во времени так, что 50 долларов за кг выглядят вероятными разве что к концу десятилетия. Но, если до этого дойдет -- варианты 2 и 3 в конечном счете могут стать близкими к реальности.
Так это через семь лет всего. Весьма быстрые темпы для столь радикального, и ранее невероятного результата.Что будет у других "космических активностей" через семь лет? Подойдут ли они хоть на одну десятую к такой цене? Впрочем, гарантий нет ни у кого. Но темпы работ Маска впечатляют уже сегодня. Чего не скажешь о других.
"Весьма быстрые темпы для столь радикального, и ранее невероятного результата.Что будет у других "космических активностей" через семь лет? Подойдут ли они хоть на одну десятую к такой цене?"
Китай -- вероятно. Россия -- ну, пока она даже не собирается, насколько можно понять по озвучиваемым тезисам, т.к. специалисты Роскосмоса принципиально не верят в достижимость таких целей.
Ну да, Рогозина в 2019 году Старшип "не впечатлил". А что же его впечатлило, интересно.
Мне кажется странным требовать от Рогозина вменяемости в вопросах стратегии космической отрасли -- с таким же успехом вменяемости от Байдена можно ждать. Тут больше спрос с тех, кто его туда поставил.
может, но например военное применение орбитального десанта ценно только как палка мнимого превосходства а не как реально полезный тактический манёвр(слишком дорого, не скрытно и не так уж быстро в сравнении с классической переброской войск, зато с дивана можно таких страхов нагнать что никто и проверять не захочет). из остального в целом остаётся только старый добрый вывод спутников (побольше в габаритах и весе и\или подешевле) но тут надо придумать а чего такого дадут эти новые спутники чего не могут дать существующие с этим проблема( кроме банального увеличения количества пока ничего не придумали)
применение орбитального десанта ??)) Да вы фантазёр батенька, lol
Ну разве что десант боевых роботов-андроидов, но это уже в ХХII веке)
Наверное, любой носитель, выводящий груз на орбиту, может использоваться в военных целях. Это нормально и правильно
нет такой штуки на планете из которой нельзя было бы сделать оружие. вопрос в эффективности результата.
Там очевидный просчет. Мощность настолько ибыточная потому что расчет именно на то что часть двигателей может отказать. На счет взрыва. Он конечно лукавит он мог сбросить замки и проверить отстыковку второй ступени. Но значит либо её не было либо была не сработка. Меня все время умеляет настойчивость этого еврейчика. Да он хочет создать космический конвеер не понимая что реализует идеи 20 века то есть сама технология она прошлого века. А потом если даже он этого монстра посадит на Луну в котлован который он под собой выроет то нет гарантий что весь этот фаллос не изобразит пизанскую башню а под наклоном эта ракета с Луны не взлетит. У нас грамотно испытали ионные двигатели на спутниках они годяться и для посадки на Луну и старта с нее. А эта механогадзила со своим просто чудовищным стартовым им пульсом она не сможет грамотно взлететь а направлять ее по телеметрии на Луне это зарание немыслемое занятие. Очень очень много просчетов но я его поддержу в его труде. Пока он ведет пендосов на мой взгляд совершенно обратном направлении. Тратя их время и деньги. Что может быть интереснее? Только как Вовка проводит СВО.
"Там очевидный просчет. Мощность настолько ибыточная потому что расчет именно на то что часть двигателей может отказать"
У Старшипа нет избыточной мощности, потому что на втором этапе планируется повышать его полезную нагрузку.
" нас грамотно испытали ионные двигатели на спутниках они годяться и для посадки на Луну и старта с нее."
Нет, ионные двигатели не годятся для посадки на Луну и взлета с нее -- см. их праметры. Для посадки и взлета, из существующих и разрабатываемых, годятся только химические ракетные двигатели.
По остальным моментам -- простите, ваш комментарий здесь последний. Думаю не надо объяснять, почему.
А ведь всего 80% от номинала была мощность! Решат проблему со стартовым комплексом, остальные проблемы, и всё будет как часы работать
И отчего это альтернативно грамотным повсюду чудятся евреи?
если что название ракеты starship super heavy. starship это только вторая ступень никакой одноимённости нет, а путаница похоже стремительно нарастает..
Старшипом называют и вторую ступень, интегрированную с кораблем, и систему в целом (старшип+суперхеви -- из-за краткости в СМИ и проч. практически никто не говорит starship super heavy). Поэтому некоторая одноименность, пока, в медиа есть. Думаю, это рассосется со временем.
срок в 2 месяца это минимальный срок раньше которого при всех удачных обстоятельствах физически нельзя осуществить пуск. когда маск называет такой срок это значит что каждая команда будет стараться работать так чтобы через 2 месяца был готов новый пуск, но как обычно сроки будут корректироваться по ситуации. о том почему и как такие позитивные прогнозы помогают(или не помогают) в работе думаю можно написать интересную статейку..
У Маска все получится! Потому что, получается у тех, кто делает, а не критикует неудачи других.