Два американских агентства, которые неизменно ассоциируются с наиболее фантастическими инновациями, подписали контракт на производство ядерного ракетного двигателя с подрядчиками. У проекта NASA и DARPA появились временные рамки реализации, выделенный бюджет и названия подрядчиков.
Самая современная государственная программа разработки практически применимого теплового ядерного ракетного двигателя (NTP) называется DRACO — Demonstration Rocket for Agile Cislunar Operations, то есть дословно «Демонстрационная ракета для гибких окололунных операций». Проект обсуждают давно, и наконец-то он получил финальный облик. В минувшем январе Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) и Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) подписали финальную версию соглашения (PDF) о реализации DRACO.
Следующим шагом был выбор подрядчиков для изготовления всех необходимых элементов — в первую очередь реактора и двигателя. Эту важнейшую задачу, как сообщило издание SpaceNews со ссылкой на пресс-релизы ведомств, возложили на Lockheed Martin. Точнее, на «космическое» подразделение корпорации, расположенное в городе Литлтон, штат Колорадо. Работать над реактором именитая компания будет не в одиночку — свою экспертизу в области ядерной энергии добавит BWX Technologies. Это имя хорошо знакомо атомщикам, но менее публичное, чем Lockheed.
«Звездной команде» под чутким контролем NASA и DARPA (и с их авторитетной помощью, естественно), предстоит менее чем за четыре года изготовить прототип. Плановая дата запуска DRACO в первый полет — 2027 год. Сроки предварительные, ведь в космонавтике, да и в атомной отрасли редко когда проекты шли по графику. Но обозначенный темп работ впечатляет. И, что любопытно, бюджет весьма скромный — 499 миллионов долларов, оба государственных ведомства разделят финансирование пополам.
Стоит отметить, что смехотворная по современным меркам сумма для столь фундаментального проекта — не окончательная. Как заведено в XXI веке, космические разработки идут по принципу частно-государственного софинансирования с расчетом на последующую коммерциализацию разработки. Оба ключевых подрядчика — и Lockheed Martin, и BWX Technologies — будут тратить на разработку собственные средства. Однако их объем, даже приблизительный, не раскрывается. Вдобавок NASA уже выделило в бюджете дополнительно 50 миллионов долларов на внутреннее сопровождение проекта, техническую экспертизу и прочие консультации.
Для сравнения, доведенный в конце 1960-х до наземных испытаний ядерный ракетный двигатель NERVA, по оценкам NASA, должен был обойтись бюджету почти в миллиард долларов (более восьми миллиардов в 2023 году с учетом инфляции). Но NERVA испытывали на Земле, а в космос никто не решился его запустить.
Для DRACO уготована иная судьба — он сразу отправится на орбиту. И дело не в возросшей смелости, просто так выгоднее. Менеджер NASA по проектам в области космических атомных технологий Энтони Каломино (Anthony Calomino) рассказал, что агентство прорабатывало разные варианты, но в итоге огневые испытания NTP на Земле проводить дороже и менее безопасно.
Финального облика готового демонстратора технологий пока нет, есть только его предварительное видение. Это космический аппарат размером с «типичную верхнюю ступень», умещающийся под обтекателем полезной нагрузки.
После запуска DRACO выйдет на рабочую орбиту высотой между 700 и 2000 километров, где начнется программа испытаний двигателя. Там аппарату предстоит функционировать в разных режимах на протяжении пары месяцев, пока не закончится рабочее тело — сжиженный водород.
Опцию дозаправки на орбите рассматривают, но ее реализация зависит от того, как будет развиваться технология стыковки спутников и перекачки между ними криогенных жидкостей. Ею, напомним, активно занимается Lockheed Martin для лунного посадочного аппарата Blue Moon разработки Blue Origin.
В рамках DRACO не запланированы никакие масштабные маневры или полеты дальше низкой околоземной орбиты. Главная задача аппарата — показать, что в космосе может работать реактор на топливе повышенного обогащения. Не три-пять процентов, как в обычных АЭС (низкообогащенный, НОУ), а до 20 процентов, он называется High-assay LEU (HALEU), НОУ с высоким содержанием проб. В прошлом все космические ядерные реакторы работали на высокообогащенном топливе (более 85 процентов U-235).
С проектом DRACO представители отрасли и чиновники связывают большие надежды. Это сравнительно простой ядерный ракетный двигатель, отработка технологий которого может открыть широкие перспективы по освоению космоса. И речь не только о полетах — начало эксплуатации реакторов в двигателях косвенно или напрямую поможет их использованию для баз на других небесных телах.
Для NASA успех DRACO — критически важная веха на пути к освоению Марса после «тренировки» на Луне. Военные в лице DARPA, в свою очередь, хотят иметь разведывательные аппараты с высокой энергетикой для операций за пределами околоземной орбиты. Ну а Lockheed Martin с BWX Technologies рискуют стать наиболее компетентными компаниями в области космических ядерных установок и заранее обеспечить себе перспективный рынок.
Комментарии
Комментарий удален пользователем или модератором...
Иронию -- явно не ваше второе имя, мсье)
Почему в качестве рабочего тела используют мономолекулярные газы или ту же воду? По идее более тяжёлые элементы способны дать больший импульс
Если вкратце, то там целая многофакторная диаграмма, описывающая, каким должно быть рабочее тело ЯРД.
Водород используется, как минимум, из-за того, что:
- дешевый
- освоен и сравнительно прост в обращении в качестве топлива/рабочего тела (см. криогенные ракетные двигатели)
- выступает хорошим замедлителем нейтронов и его поведение в активных зонах реакторов хорошо изучено
- обладает колоссальной теплоемкостью -- на тот же объем рабочего тела уносит больше тепла в сопло, сл-но реактор проще кочегарить до предельных температур
- ну и при переходе в газ увеличивается в объеме почти в 900 раз (вода, канеш, еще больше, но у нее теплоемкость втрое-вчетверо ниже и других геморроев хватает)
тяжелые элементы выгодно запускать там, где рабочее тело ни в каких реакциях особо не участвует --- например, в электроракетных двигателях, где атомы тяжелых газов лишаются электрона и разгоняются в электрическом поле
Я перепутал ионные с ядерными, тем не менее... В ионных используется даже ртуть, низкокипящий, тяжёлый металл
Спасибо за развёрнутый ответ. Люди, проектирующие двигатели знают всю специфику и видимо свойство водорода охлаждать реактор и при этом так расширяться и являются ключевыми факторами при выборе рабочего тела
ЕМНИП, в ЭРД теоретически вообще что угодно можно использовать (васимир и все плазменники точно
Но на практике там тоже под каждую реализацию (ионники, на эффекте Холла и все-все-все) свой набор взаимоисключающих требований
Например, чтоб не коррозионные материалы (ртуть минус), чтоб не ядовитые (туда же), чтоб энергия ионизации низкая и масса высокая. Кароч, не зря криптон с ксеноном и аргоном на первых местах.
Про ртуть уже забыл, вроде только самые первые ионники с ней работали, нэ? Там еще висмут, кажись, был и йод
"Военные в лице DARPA, в свою очередь, хотят иметь разведывательные аппараты с высокой энергетикой для операций за пределами околоземной орбиты" - не очень понятно, зачем военным разведывательные аппараты "за пределами околоземной орбиты".
Потому что это негативная/милитаристская коннотация слова "разведка" в русском языке. Пентагон вкладывается в системы ситуационной осведомленности в окололунном пространстве, потому что им проще на это деньги выбить под предлгом "мы сможем посмотреть, чо там другие делают". А если intelligence@situational awareness запросит Насо, им денег дадут только когда уже столкновения спутников пойдут, ибо на просьбу озаботиться этим заранее все в конгрессе покивают головой и скажут конечно-конечно, это важно, но сейчас необходимость не острая.
А нормальную картинку окололунного пространства при существующих требованиях безопасности работ в космосе (не как в 60-х), нужно иметь уже к концу 2020-х, иначе Артемида рискует посыпаться
Разведка полезных ископаемых никаких коннотаций не вызывает. Странно, да?
Разведкой полезных ископаемых, даже в военных целях, занимаются не военные.
А когда-то мы были впереди планеты всей:ядерный двигатель РД-0410. В 1988 году проект бы закрыт по распоряжению Горбачева
NERVA? Не, на рускпедре не писали.
РД-0410 не имел каких-то серьезных преимуществ над Нервой, которая к 1969-му прошла шесть физических итераций с огневыми испытаниями. Я уж не говорю, что тяга и тепловая мощность всех прототипов NERVA была в разы больше, чем то, что испытывали спустя годы в СССР
"РД-0410 не имел каких-то серьезных преимуществ над Нервой"
Только вот разработчики из космической сферы слегка не в курсе этого, отчего считают совсем иначе.
Видимо, такие разработчики.
О каком именно параметре "время работы" идет речь судить трудно. Но в отчете по проекту Rover (в рамках которого все шесть вариантов "нервы" были построены и испытаны) указано, что суммарная наработка NRX A6 (фактически --- прототип в сборе, последний шаг перед летным экземпляром) на полной мощности составила 3623 секунды, этот же вариант показал УИ 869 секунд. А если уж вообще брать ультимативные показатели, показанные хотя бы в одном тесте, то PEWEE 1 (исследовательский прототип, не входит в "итерации" NERVA) показал в пике УИ 901 с.
144 страница ПДФки --- https://ntrs.nasa.gov/api/citations/19920005899/downloads/19920005899.pdf
Сколько в реальности отработал РД-0410 в сборе (реактор+двигатель) я вообще не возьмусь утверждать, везде очень обтекаемые отчеты об испытаниях и рекорды наработки отдельных узлов. Что круто, но с результатами Rover'а не бьется немного в сравнении.