Название тренда «шрекинг» произошло от имени известного сказочного персонажа Шрека — доброго, искреннего существа, чья внешность не вписывается в общепринятые каноны красоты. Этот тренд подчеркивает важность внутреннего мира и истинных ценностей человека, ставя их выше внешности.
По мнению экспертов, явление «шрекинг» не является абсолютно новым феноменом. Его психологические корни уходят в давно известные механизмы: комплекс неполноценности, описанный Альфредом Адлером, и стремление избежать боли от возможного отвержения со стороны «идеального» партнера. Однако именно у поколения зумеров он приобрел массовый характер и стал трендом, чему способствовал целый комплекс причин.
Первоочередным основанием для популяризации «шрекинга» стал тот факт, что чем моложе поколение, тем большую роль они отводят кумирам из соцсетей, у которых они видят подобную «картинку».
Ольга Юрьева, доцент кафедры «Социология и политология» ПНИПУ, кандидат психологических наук утверждает, что для зумеров характерна глубокая потребность в нравственных ориентирах и достойных примерах для подражания, которые они находят в «шрекинговых» западных парах.
Немаловажным остается и то, что молодежь легче воспринимает разные формы и форматы отношений и обладают максимальной степенью принятия внешних несовершенств. Поэтому, одной из ключевых причин популяризации тренда является ценностный протест.
— Сторонники явления — современное молодое поколение, особенно зумеры, остро чувствуют фальшь навязываемых обществом стандартов красоты и успеха. В противовес этому «шрекинг» кажется им как искренний и аутентичный выбор без обмана, где внутренние качества, чувство юмора и общность ценностей ставятся выше внешней картинки. Это вызов общественному мнению и демонстрация того, что любовь не зависит от соответствия принятым ожиданиям, — рассказывает Елена Расторгуева, доцент кафедры «Социология и политология» ПНИПУ, кандидат психологических наук.
По словам ученой, есть люди, которые неосознанно выбирают неравных партнеров, что может приводить к негативным последствиям.
— Если в основе выбора партнера лежат неосознанные мотивы — например, бегство от одиночества, социальное давление или попытка воспроизвести детские травмы, — такие союзы часто строятся на принципе совпадения психопатологий. Это значит, что люди с непроработанными душевными ранами часто находят друг друга, создавая прочную, но болезненную связь, где главным «клеем» является не любовь и уважение, а общая боль и разрушительные модели поведения, — комментирует Елена Расторгуева.
Также одной из причин явления тренда «шрекинга» может быть нежелание столкнуться со сложностями, идти на риск и прилагать усилия для построения отношений с «ровней», поскольку осознанный выбор требует большей личностной зрелости.
— Если люди к этому не готовы, они могут создавать иллюзию целостности (идеальной пары) через манипулятивные отношения, где двое играют разные роли: один партнер контролирует другого через вину и давление, а второй подстраивается, потому что плохо знает себя, свои потребности, и не отстаивает личные границы, — отмечает Елена Расторгуева.
Стоит отметить, что социальная психология уточняет распространенный миф о том, что противоположности притягиваются, демонстрируя, что это не приводит к длительным отношениям без наличия глубоких фундаментальных совпадений.
— Устойчивые связи формируются только при общей мотивации и разделяемых жизненных ценностях — это и есть основа подлинного взаимопонимания. Без такой глубинной общности партнеры не смогут построить долговременных отношений. Яркий пример — союз принца Чарльза и принцессы Дианы: их внешне идеальный брак распался именно из-за отсутствия психологической близости, несмотря на полное соответствие социальным ожиданиям, — комментирует Ольга Юрьева, доцент кафедры «Социология и политология» ПНИПУ, кандидат психологических наук.
Как пояснила эксперт, визуальная составляющая тоже имеет большое значение для построения благополучных отношений.
— Выбор партнера, похожего внешне, может быть следствием работы механизма распознавания «свой-чужой» на бессознательном уровне. Психика склонна интерпретировать схожие черты как признак генетической или социальной близости, что вызывает большее доверие и чувство защищенности, — добавила Ольга Юрьева.
Текущая ситуация на «рынке партнеров», особенно в определенных возрастных и социальных группах, может ограничивать выбор подходящего кандидата. Демографическое неравенство соотношения количества женщин и мужчин, экономическая нестабильность, высокая занятость и сужение круга живого общения заставляют некоторых делать поспешный выбор в пользу человека «здесь и сейчас», рационализируя его в рамках модного тренда.