Команда исследователей из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ и Психиатрической клинической больницы №1 имени Н.А. Алексеева изучила, как субъективные жалобы на речевую функцию соотносятся с ее объективным состоянием у пожилых людей с синдромом мягкого когнитивного снижения. Впервые в подобных исследованиях использовался детальный опрос о жалобах на речевую функцию. Оказалось, что выраженность субъективных жалоб лишь умеренно соотносится с успешностью выполнения речевых заданий. Гораздо информативнее относительная выраженность жалоб: речевые задания вызвали больше затруднений у тех участников, кто жаловался на речь больше, чем на память.
Статья с результатами работы опубликована в журнале Aging, Neuropsychology, and Cognition. C возрастом многие люди ощущают, что им становится сложно вспоминать слова, строить длинные предложения, понимать смысл грамматически сложных конструкций при чтении, воспринимать чужую речь на слух. Особенно распространены подобные субъективные жалобы при синдроме мягкого когнитивного снижения — промежуточном состоянии между естественными возрастными изменениями и серьезными нарушениями (деменцией).
Предыдущие исследования в области памяти показывают, что выраженность субъективных жалоб может не отражать реальности. Например, по данным австрийских ученых, среди тех пожилых людей, у которых тестирование выявило нарушения памяти, лишь около 10 процентов жаловались на свою память, а остальные 90 процентов не замечали проблему. Однако большинство исследований на данную тему были посвящены памяти и не затрагивали речь. Между тем известно, что способность к осознанию когнитивных функций может различаться. Ученые из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ и Психиатрической клинической больницы №1 им. Н.А. Алексеева провели исследование, чтобы установить, насколько информативны жалобы именно на речевую функцию.
«Одна из распространенных жалоб людей любого возраста — им сложно вспоминать слова, часто слово вертится на языке, но они не могут его назвать. В определенных количествах это совершенно нормально и встречается у каждого человека, даже у самых молодых людей с высокими когнитивными показателями. Поэтому для науки и медицины важно понять, как именно интерпретировать подобные жалобы, в какой степени и в каких случаях они могут сигнализировать о настоящих нарушениях», — комментирует один из авторов статьи, заместитель директора Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Светлана Малютина.
В исследовании приняли участие 163 человека в возрасте от 55 до 93 лет — участники реабилитационной программы в «Клинике памяти». Чтобы оценить выраженность субъективных жалоб на речевую функцию, каждому участнику предлагалось заполнить опросник, где нужно было отметить свое согласие или несогласие с жалобами. Половина утверждений относилась к речевой функции, например: «Я часто испытываю ощущение “на кончике языка”, когда слово вертится на языке, но я не могу его вспомнить» или «Когда я читаю, мне сложно с первого раза понять длинные предложения и приходится их перечитывать». Другая половина утверждений относилась к памяти, например: «Я часто забываю, куда положил(-а) свои вещи». Жалобы на память были включены в опросник в качестве контрольной меры, чтобы проверить, будут ли результаты по речевым заданиям связаны именно с жалобами на речь или с более широким набором жалоб на когнитивные функции.
Также каждый участник выполнял два речевых задания, специально подобранных таким образом, чтобы они не были слишком простыми и позволили выявить индивидуальные различия в успешности выполнения. Одно задание оценивало доступ к словам, в нем участники должны были назвать слово по определению. Например, в ответ на определение «прибор, стрелка которого указывает на север» нужно было назвать слово «компас». Второе задание оценивало грамматический анализ, в нем участники читали грамматически сложные предложения и отвечали на вопросы на понимание. Например, после предложения «На лыжном курорте француженку каждый вечер приглашала на ужин итальянка» предъявлялся вопрос «Кто приглашал на ужин?» и два варианта ответа: правильный ответ «итальянка» и неправильный — «француженка».
В статистических моделях проверялось, связана ли успешность выполнения речевых заданий (правильность и скорость называния слов, скорость чтения предложений, правильность понимания предложений) с выраженностью субъективных жалоб. Рассматривались жалобы на речь, жалобы на память, а также разница их выраженности — иными словами, насколько сильнее участник жаловался на речь, чем на память (или наоборот). Статистические модели также учитывали возраст, уровень образования, общую оценку когнитивных функций (общий балл по Монреальской когнитивной шкале, англ. Montreal Cognitive Assessment), оценку тревоги и депрессии.
Субъективные жалобы на речь оказались статистически связаны лишь с половиной показателей по речевым заданиям, а именно с тем, насколько быстро участники называли слова и насколько правильно понимали предложения. Другая же половина показателей — правильность называния слов и скорость чтения предложений — не была статистически связана с выраженностью жалоб на речь. Таким образом, результаты схожи с итогами предыдущих исследований на тему памяти: субъективные жалобы лишь умеренно связаны с реальными показателями когнитивных функций. Вероятно, так происходит потому, что на оценку собственных когнитивных функций влияет множество побочных факторов, таких как эмоциональное состояние и личностные черты (например, склонность к тревожности или спокойствию, высокой или низкой самооценке).
Вместе с тем оказалось, что почти все показатели по речевым заданиям (три из четырех) статистически связаны с относительной выраженностью речевых жалоб по сравнению с жалобами на память. Иными словами, если участник больше выражал жалобы на речь, чем на память, то он с большей вероятностью испытывал трудности в речевых заданиях. Это говорит о том, что, хотя участники не могли точно оценить абсолютную величину своих сложностей, у них получалось верно оценить, какую именно сферу они больше всего затрагивают.
Из исследования следуют выводы о том, в какой степени в клинической работе с пожилыми людьми с синдромом мягкого когнитивного снижения можно опираться на наличие или отсутствие у них жалоб на свою речь. По результатам исследования, наиболее информативна относительная выраженность жалоб в различных когнитивных сферах, то есть то, на какие функции (в данном случае память или речь) пожилой человек жалуется больше. А вот саму по себе выраженность жалоб на речь, без сопоставления с иными когнитивными функциями, следует интерпретировать с осторожностью. Даже если пожилой человек жалуется на речь, ее показатели могут находиться в пределах нормы. И наоборот: отсутствие жалоб не означает высокого уровня выполнения речевых заданий. Поэтому речевое обследование логопедом или нейропсихологом может оказаться целесообразно и для тех пожилых людей, кто не жалуется на речь.
Виктор Савилов, заведующий отделением «Клиника памяти» Психиатрической клинической больницы №1 имени Н.А. Алексеева, отмечает: «На практике наши специалисты часто сталкиваются с патологиями речевой функции у пациентов с синдромом мягкого когнитивного снижения. Коррекционная работа в рамках нейрокогнитивных тренингов, направленных в том числе на речевую функцию, стимулирует порождение и понимание речи, письмо, чтение и счет, что является необходимым условием нормального функционирования в старшем возрасте. Независимо от наличия или отсутствия жалоб на речевые нарушения эффективность тренингов на речевую функцию подтверждается как психометрическими методами, так и субъективной оценкой наших пациентов».