С возрастом люди склонны больше опираться на смысл слов, а не на грамматику, что может приводить к ошибкам в понимании текста.
Психолингвисты из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ выяснили, что при чтении пожилые люди чаще, чем молодые, предсказывают семантические связи между словами на основании не грамматики, а своих знаний о мире. Опора на смысл отдельных слов вместо точного грамматического анализа позволяет быстрее обрабатывать информацию, однако может приводить к ошибкам понимания. Исследование опубликовано в журнале Quarterly Journal of Experimental Psychology.
С 1970-х годов психологи и психолингвисты исследуют феномен ошибок в понимании речи. Например, Томас Эриксон и Марк Мэттсон показали, что на вопрос «Сколько зверей каждого вида взял с собой на ковчег Моисей?» люди обычно отвечают: «По паре каждого вида», — не обращая внимания на то, что предпосылка вопроса некорректна: животных на ковчег собрал не Моисей, а Ной.
В работе 2003 года Фернанда Феррейра показала, что предложения типа «Собаку укусил человек» в 25 процентах случаев воспринимаются как «Собака укусила человека», то есть люди могут игнорировать грамматические связи между словами и интерпретировать предложения, опираясь на смысл слов и знания о типичных жизненных ситуациях. Такой тип обработки информации получил название «поверхностная обработка языка» (англ. good-enough language processing).
Однако до сих пор практически ничего не известно о влиянии возраста: увеличивается ли опора на поверхностную обработку с возрастом и, соответственно, накоплением языкового и жизненного опыта. Исследователи из НИУ ВШЭ провели эксперимент, в котором проверили, как люди разного возраста используют поверхностную обработку языка при чтении. В исследовании приняли участие 349 человек: школьники 13–17 лет, молодые взрослые 20–40 лет и пожилые взрослые старше 55 лет.
Участникам было предложено прочитать предложения с причастным оборотом, которые провоцируют большое количество ошибок понимания, например: 1) Миша встретился со стоматологом пожарного, пломбирующим зубы быстро и безболезненно; 2) Миша встретился со стоматологом пожарного, потушившего пожар на складе; 3) Миша встретился со стоматологом пожарного, потушившим пожар на складе; 4) Миша встретился со стоматологом пожарного, пломбирующего зубы быстро и безболезненно.
В предложениях 1 и 2 причастия по смыслу и синтаксически связаны с одними и теми же существительными, а в предложениях 3 и 4 причастия синтаксически связаны с одним существительным, но по смыслу им больше подошла бы связь с другим. Если на вопрос «Кто потушил пожар на складе?» после предложения 3 наши участники ответят: «Пожарный», — это будет означать, что они проигнорировали окончание, то есть синтаксическую связь, и отвечают в соответствии со значениями слов и своими знаниями о мире, т.е. используют поверхностную языковую обработку.
Оказалось, что подростки и молодые взрослые одинаково активно используют поверхностную обработку при восприятии речи: они неправильно отвечали «пожарный» на вопрос «Кто потушил пожар на складе?» после предложения 3 в 63–68 процентах случаев. При этом пожилые люди ошибались при ответе на этот вопрос еще чаще — в 79 процентах случаев. Таким образом, поверхностная обработка языка появляется уже к подростковому возрасту и увеличивается в пожилом возрасте.
По мнению авторов, такой результат для пожилых участников может быть связан, во-первых, с увеличением языкового и жизненного опыта, из-за которого они склонны больше доверять своим ожиданиям относительно смысла текста и опираться на эти ожидания, а не на непосредственно воспринимаемую информацию. Во-вторых, с бессознательной стратегией экономить ограниченные когнитивные ресурсы для других потребностей (например, для вербальной рабочей памяти).
Ученые также показали, что в тех случаях, когда участники неправильно отвечали на вопрос после сложных для восприятия предложений 3 и 4, они прочитывали эти предложения быстрее. «Получается, что опора на поверхностную обработку позволяет нам чуть быстрее обрабатывать информацию, — комментирует один из авторов статьи, научный сотрудник Центра языка и мозга Анастасия Лопухина. — Так что хотя она может приводить к ошибкам понимания, во многих случаях это выгодно и экономит нам время».
Комментарии
Нынешняя переписка в соцсетях часто вообще без всяких правил правописания, поэтому смысл не всегда правильно воспринимается.
Куда делись грамматика и орфография?
Такое впечатление, что для многих их не существует вообще, а грамотность считается признаком дурного тона.
Это что, тенденция поколения или модный бренд? 😳
Это всего лишь обычная неграмотность -- следствие многолетней, ублюдочной политики наших властей по урезанию расходов на образование и прочие "оптимизации", обыкновенная деградация школ и вузов, а не какая-то там мода.
И что при этом заметно: среди ура-патриотов доля неграмотных гораздо выше, чем среди остальных. И когда первым говоришь, мол, как же вы можете любить Родину, так уродуя её язык -- в ответ лишь огрызаются или вообще молчат, как рыба об лёд.
Во всём власти ваши виноваты?) может приведёте пример какой-то другой страны в противовес?)
Вообще-то я коснулся лишь темы образования и только в нашей России. Где я обвинял наши власти "во всём" и когда говорил, что какие-то другие страны ведут образцовую политику в своём образовании?
За "бугром" могут, к примеру, вешать учителей, сжигать целые библиотеки и т. п.. Но даже это никак не оправдывало бы наших властных упырей по той же причине, по какой, допустим, я, глядя на запросто блюющих во дворе соседей, стал бы мусорить там же.
Ферштейн?
Тенденция, орфографические редакторы позволяют не думать о правилах языка, текстовые редакторы позволяют не применять ручное письмо.
Хотя если обо мне, то еще до всяких "интернетов и компуктеров" я стабильно делал по три ошибки в слове, и писал как курица лапой. Хотя не сказать что бы я какой то неуч или маргинал.