Студентка кафедры археологии и этнологии УрФУ восстановила облик мужчины по черепу второй половины XVIII — начала XIX веков. Останки нашли в 2008 году на раскопках захоронения Богоявленского кафедрального собора, который до 1930 года находился на территории современной Площади 1905 года. Тогда в захоронении нашли священнослужителей и жителей города.
«Этот молодой человек — предположительно ему 25–35 лет, рост 185 сантиметров — был похоронен на территории собора, из чего мы предположили, что он имел определенное положение в обществе. Он точно не священнослужитель, потому что, во-первых, священнослужителей освятили и перезахоронили, и, во-вторых, как мне сказали, с этим молодым человеком нашли остатки мундира», — рассказывает студентка кафедры археологии и этнологии УрФУ Светлана Обертас.
По ее словам, при жизни у него был сломан нос (поэтому на реконструкции кончик носа немного сдвинут) и зарос перелом подбородка. По черепу удалось реконструировать все детали, так как современные методики позволяют сделать это максимально точно. К примеру, получилось восстановить не только размер и форму ушей, но и степень оттопыренности, наклон уха, добавляет исследователь.
«Метод достаточно точный. До 80 процентов восстанавливаем достоверно: форма, размер, расположение ушей, носа, глаз, губ и так далее. И 20 проценов — авторский вклад: форма волос, бровей, выражение глаз, полнота щек, морщинки», — поясняет исследователь. Работа кропотливая: на нее потребовалось два года и пять килограммов пластилина. Восстанавливать облик студентка начала в 2021 году, когда проходила обучение в Институте проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН (Тюмень). Там под руководством ученицы Сергея Никитина Елены Алексеевой она обучалась методу пластической и графической реконструкции. В Екатеринбурге на сегодня таких специалистов нет.
«На восстановление потребовалось много времени, потому что реконструкция состоит из нескольких этапов: консервация, реставрация (покрываем скульптурной мастикой из канифоли и пчелиного воска), описание черепа, краниологическое исследование, подготовка к реконструкции, фотографирование. Набиваем череп бумагой, на зубы наносим полиэтиленовую полоску, чтобы не повредить эмаль, — перечисляет Светлана Обертас.
— Работать начинаем с левой половины лица, накладываем пластилиновые полоски 5х2 миллиметра по определенной схеме. Пластилин я нарезала дня два, с помощью мясорубки со специальным филером. Затем снова делаем фотографии, когда он лысый, без бровей. Потом накладываем брови и волосы, прическу сделала характерную для того времени».
Реконструкция — выпускная работа, которую Светлана Обертас защитила на «отлично». Скоро череп вернут в хранилище института экологии растений и животных УрО РАН, чтобы воссоединить со скелетом. После того, как кости опишут, их перезахоронят.
Светлана Обертас восстанавливала образ молодого человека по методике Михаила Герасимова — ученого с мировым именем, который изобрел метод пластической реконструкции лица по черепу. До Михаила Герасимова над этим вопросом работали многие антропологи, анатомы и скульпторы, но никому не удалось достичь в реконструкции портретного сходства. Восстановил облик более 200 представителей древнего населения и выполнил свыше 20 портретов исторических деятелей, среди которых Иван Грозный, Тамерлан, Ярослав Мудрый и Андрей Боголюбский, адмирал Ушаков и немецкий поэт Фридрих Шиллер.
Сергей Никитин — ученик Михаила Герасимова. Выполнил 580 скульптурных и графических портретов для розыскных целей и 28 скульптурных портретов исторических личностей, среди которых — София Палеолог, Елена Глинская, Ирина Годунова, Мария Старицкая, Илья Муромец, Нестор Летописец, убитые Романовы. Портреты, реконструированные Никитиным, экспонируются в музеях Москвы, Екатеринбурга, Киева, Тикси, Тарусы, Алексина, Мурома, Норильска, Суздаля.