Колумнисты

В ТюмГУ узнали о многозначности символа белого цвета плаща тевтонцев

Всеобщая эмблематизация, охватывающая все иерархически организованное общество, дала ученым основание назвать Средневековье «цивилизацией знака». Историк ТюмГУ пришел к выводу, что важным визуальным элементом, формирующим корпоративную идентичность в Средневековье, были орденские одеяния, подчеркивающие, прежде всего, принадлежность братии к духовенству, а белый цвет таких одежд, вероятно, был не так однозначен, как считалось ранее.

Каждому классу были присущи свои символы, посредством которых они интегрировались в иерархическую структуру общества; социальных групп без эмблем просто не существовало.

Появление в IX–XII веках дифференцирующей духовенство от мирян одежды отражало религиозные, социальные и политические установки церкви. Статья «Белый цвет в эмблематике Тевтонского ордена XIII – начала XIV вв.» историка ТюмГУ Дмитрия Байдуж вышла в Электронном научно-образовательном журнале «История».

В статье ученый говорит, что весьма важным визуальным элементом, формирующим корпоративную идентичность в Средневековье, являлись орденские одеяния, подчеркивающие, прежде всего, принадлежность братии к духовенству.

Одним из наиболее ранних сохранившихся памятников, дающих представление об одеянии орденских рыцарей середины XIII века, является надгробное изображение верховного магистра Конрада Тюрингского, изваянного в длинном плаще. Цветовую гамму орденского плаща демонстрирует витраж орденской церкви в Кёльне.

Белый цвет плаща был воспринят Тевтонским орденом, вместе с уставом, от ордена тамплиеров. Так, белый плащ был вручен магистром тамплиеров Жильбером Эрайлем возжелавшему вступить в Тевтонский орден рыцарю Генриху фон Кирхайму «как свидетельство, что все братья рыцари названного дома с этого момента должны были носить его в соответствии с положениями устава храма». Произошло это во время акта преобразования госпитального братства в рыцарский орден, в марте 1198 года.

Есть предположение, что выбор цветовой гаммы был обусловлен сугубо практическими соображениями, а именно, климатическими условиями Святой Земли и госпитальной службой. Историк ТюмГУ склоняется к мнению, что подобное предположение не обосновано и необходимо аллегорическое толкование.

Епископ Акры Яков Витрийский (ум. 1240 г.) трактует цветовую гамму облачения тамплиеров как соединение идей невинности и мученичества. Тюменский исследователь предполагает, что символический смысл, аллегорически отражаемый эмблематикой Тевтонского ордена, не всегда столь очевиден, как представляется большинству исследователей. Следует помнить, что на формирование символики духовно-рыцарских орденов оказывали влияние как идеология крестоносного движения, так и монашеский спиритуалитет. При этом даже в рамках культуры одной корпорации знак мог быть наделен целым рядом коннотаций.

Визуализация дуалистических представлений о борьбе сил добра и зла, света и тьмы отражалась в монашеских облачениях; таким образом, эмблематическое предпочтение, отданное белому цвету, служило, по мнению аббата Клерво, знаком причастности к воинству Христа.

Учитывая роль тамплиеров как войска Христова, представляется весьма вероятным восприятие ими цистерцианской концепции белого цвета как обозначения праведников, восходящей к Откровению Иоанна Богослова: «И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (Откр 19:14).

Восприятие белого плаща как свидетельства чистоты и целомудрия братьев-рыцарей четко прослеживается в уставе тамплиеров. Апокалиптические представления эпохи, воплощаемые, среди прочего, в образе белого воинства, неоднократно встречаются на страницах хроник Первого крестового похода, а также в иконографии.

Таким образом, семантика белого цвета в рассматриваемый период была наделена рядом значений, ассоциируясь с идеями духовной и телесной чистоты, невинности и избранности. Она была воспринята Тевтонским орденом, наряду с иными духовно-рыцарскими корпорациями посредством принятия в качестве основы для собственного устава соответствующих норм устава тамплиеров.

Белый цвет символизировал невинность Богоматери, рост почитания культа которой приходится на XII-XIII века. Как известно, Дева Мария была официальной патронессой Тевтонского ордена. Избрание святого покровителя было продиктовано первоначальной задачей госпитального братства в Акре, то есть уходом за больными и бедными паломниками. Богоматерь отождествлялась в сознании средневекового человека с идеей милосердия.

Таким образом, тюменский историк делает вывод, что весьма скупые сведения о корпоративной эмблематике и о ее смысловой нагрузке, отраженные письменными памятниками Тевтонского ордена, тем не менее позволяют составить определенную картину.