Колумнисты

В ТюмГУ утверждают, что странам БРИКС необходим закон против киберпреступности

Ученая ТюмГУ предложила наднациональные положения для создания совместного законодательства, направленного против киберпреступности в странах БРИКС.

Международное объединение Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР прочно вошло на международную политическую арену. Декларация, принятая по итогам XI Саммита государств-членов БРИКС, который состоялся в Бразилии 14 ноября 2019 года, подтверждает приверженность стран борьбе с неправомерным использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преступной и террористической деятельности.

Статья «Уголовная ответственность за киберпреступления в странах БРИКС» доцента кафедры уголовного права ИГиП ТюмГУ Лилии Ивановой вышла в BRICS Law Journal. В статье, в частности, говорится, что в последнее десятилетие в странах БРИКС наблюдается устойчивый рост преступлений, совершаемых с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, что влечет за собой риск причинения вреда важнейшим общественным отношениям.

Когда преступление совершается через интернет, оно называется киберпреступлением. К ним относятся киберкражи, мошенничество, взлом, киберпорнография, нарушение конфиденциальности, продажа незаконных продуктов, онлайн-азартные игры, преступления против интеллектуальной собственности, спуфинг электронной почты, кибердиффамация, киберпреследование, кибертерроризм и другие.

Автор статьи понимает киберпреступность как преступление, при котором компьютер (включая различные устройства) или сеть используются в качестве инструмента или средства для совершения преступления или в качестве цели для преступников. Компьютеры могут служить как орудием, так и объектом преступления.

Каждая страна имеет свое специфическое законодательство. Кроме того, уголовное регулирование киберпреступлений также отличается. Для разработки единого механизма реализации ответственности ученая проанализировала особенности законодательного ограничения уголовной ответственности за киберпреступления в каждой из стран БРИКС.

Статья разделена на пять частей, раскрывающих особенности уголовной ответственности за киберпреступления в каждой из отдельно выделенных стран БРИКС. Завершая оценку законодательных положений об уголовной ответственности за киберпреступления в странах БРИКС, ученая выделяет общие и государственные особенности каждой из стран, которые обусловлены их правовыми системами, актуальной ситуацией с киберпреступлениями и отношением законодателей к этим проблемам.

Для эффективного противодействия киберпреступности на межгосударственном уровне БРИКС желательно принять единый документ, который может быть использован всеми пятью странами. Представляется возможным разделить киберпреступления на две большие группы: специальные киберпреступления, совершаемые в сфере компьютерной информации, и общеуголовные киберпреступления, совершаемые с использованием информационных технологий для совершения каких-либо общеуголовных правонарушений (например, кража, пособничество в самоубийстве, публичное распространение информации).

Кроме того, желательно было бы внести в национальное законодательство каждой страны положение, допускающее возможность признания киберпреступностью любого деяния, совершенного с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Наконец, анализ правоприменительной деятельности национальных судебных органов может способствовать более глубокому пониманию проблем уголовной ответственности за киберпреступления в странах БРИКС, что также представляется перспективным направлением для дальнейших исследований.