Экономисты ТюмГУ изучили, какими темпами в Тюменской области, в том числе в ее удаленных районах, идет развитие цифровизации.
В ТюмГУ предложили меры по росту социальной активности на удаленных территориях / ©Getty images
В современном обществе информационные технологии с огромной скоростью замещают традиционные способы и формы вовлечения населения в социально-политические процессы: набирают популярность онлайн голосования, общественные инициативы, петиции, участие в конкурсах общественных проектов и прочее. Развитие современных технологий расширяет возможности социально-политического участия граждан и актуализирует проблему цифрового неравенства между различными группами и сообществами.
В Тюменской области в рамках данной программы планируется, что за 2022 год доступ к 4G получат не менее 10 процентов всех населенных пунктов области с численностью от 100 до 500 человек, а в 2024 году их количество увеличится до 30 процентов, до 2030 года мобильная связь в рамках программы станет доступной в 498 населенных пунктах Тюменской области.
Статья «Оценка факторов цифрового разрыва в контексте вовлечения населения в социально-политические процессы на местном уровне» экономистов ФЭИ ТюмГУ Натальи Бабуриной, Геннадия Деттера, Анастасии Лёвкиной вышла в журнале «Теории и проблемы политических исследований».
Тип исследований, сфокусированный лишь на базовых, технических факторах цифрового неравенства и относится к исследованиям цифрового разрыва «первого уровня». Экономисты считают, что наличие минимально доступной технической платформы – необходимое, но недостаточное условие ее использования для определенных целей. Непосредственный участник процесса (пользователь) должен обладать соответствующими знаниями, навыками и мотивацией использования определенных мобильных приложений и онлайн платформ для активного вовлечения в социально-политические процессы.
Поэтому в данной работе исследования разрыва «первого уровня» были дополнены исследованиями разрыва «второго уровня» (навыков использования сетей, создания на их основе различных приложений и прочего). Сегодня экономистами технологические возможности оцениваются через предложение цифровых решений в разрезе различных отраслей (например, запись к врачу онлайн, порталы администраций, заказ такси), а навыки и компетенции – через спрос на цифровые решения.
Такая модель нацелена на измерение градуса цифровой жизни в городах, однако, имеет существенные ограничения для оценки цифрового разрыва на уровне муниципальных районов. Базовый фактор в устранении цифрового разрыва в малых поселениях муниципалитетов – техническая доступность, зона покрытия и качество цифровой, в том числе мобильной связи.
Например, нецелесообразно оценивать цифровой разрыв в малом поселении по «спросу на цифровые услуги» в виде возможности онлайн записи к врачу, если жители не имеют возможности воспользоваться данным цифровым предложением не из-за отсутствия навыков или отсутствия соответствующего приложения и технологии онлайн записи, а, скорее, из-за отсутствия домашнего интернета, мобильной связи, бесплатной точки доступа или их плохого качества, в частности, низкой скорости передачи данных, сбоев в работе, ограниченной зоны покрытия и прочих технических и территориальных условий.
В этой статье ученые сфокусировались на оценке технических факторов, ограничивающих использование информационных технологий для вовлечения в социально-политические процессы на местном уровне.
По результатам сбора данных, экономисты узнали, что наибольший процент населенных пунктов, охваченных программой УЦН – в Заводоуковском городском округе (25,5%), Аромашевском муниципальном районе (22%), Казанском муниципальном районе (20,8 %). Наименьший – в городских округах, что обосновано отсутствием необходимости устранения цифрового неравенства в данных населенных пунктах.
Хотя практически все малые поселения юга Тюменской области подходят под условия программы УЦН, как небольшие села и деревни, с численностью от 100 до 500 человек, количество подключаемых поселений распределено крайне неравномерно. Ученые считают, что при принятии решений о включении поселений в программу УЦН имеет смысл руководствоваться уровнем доходов домохозяйств и численностью населения: чем меньше численность населения и доходы, тем более высока потребность такого сообщества в цифровизации в целях уменьшения степени социального, экономического и территориального неравенства посредством цифровизации.
Проблема цифрового неравенства в муниципальных районах имеет особую актуальность, так как цифровое развитие способствует росту уровня доходов домохозяйств вне зависимости от их удаленности, развитию малого бизнеса, большей вовлеченности населения в социально-политические процессы и коллаборативное развитие территорий проживания.
Экономисты ТюмГУ делают вывод, что муниципалитетам необходимо обратить особое внимание на процессы мониторинга и анализа, прежде всего, цифровых разрывов «первого уровня», то есть технических условий и факторов доступности цифровых услуг и технологий.
Для этого необходимо, в первую очередь, совершенствование системы сбора данных о таких условиях, в частности, создание открытой базы с ежегодно обновляемыми техническими показателями, максимально объективно отражающих не декларируемую и номинальную, а реалистичную картину доступности, удобства и качества технической базы цифровых технологий (такими как наличие точек доступа, зона покрытия мобильной связи различных стандартов, реально используемый объем интернет-трафика количество точек выхода в интернет).
Для совершенствования системы мониторинга и анализа цифрового разрыва «первого уровня» необходимы системные решения: реализация более эффективных и прозрачных взаимодействий операторов поставщиков услуг цифровой связи, власти и населения, реализация открытых агрегаторов деперсонализированных данных в необходимых аналитических разрезах, углубленных до уровня малых поселений.
Реализация таких мер способствует внедрению доказательной политики, повышению эффективности внедрения федеральной программы по устранению цифрового неравенства, повышению уровня социального доверия и вовлеченности населения (в особенности, в малых поселениях) в политические процессы по устранению цифрового неравенства. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ.