Историк из ТюмГУ предприняла попытку рассмотреть проблему воздействия советской власти на крестьянство и аграрную экономику через призму анализа государственных структур. Исследователь Наталья Носова считает, что современная трансформация российского общества показала, что проблема государственного управления в условиях социальных изменений становится одной из ключевых. Особенно интересен в связи с этим опыт советского государства, в котором реализована модель использования государства как основного инструмента общественных преобразований.
Статья «Государственное регулирование аграрной экономики Советской России в условиях социальных девиаций новой экономической политики. Институциональный аспект» доктора исторических наук, профессора кафедры государственного и муниципального управления ИГиП ТюмГУ Натальи Носовой вышла в «Вестнике Томского государственного университета».
Историк считает, что одним из перспективных направлений научных исследований может стать изучение организации управления обществом в начальный период советской власти, когда шел поиск нового алгоритма управления. Наиболее рельефно этот исторический сюжет оказался представлен в практике государственного управления аграрной экономикой. Именно в области экономики решались кардинальные проблемы построения нового строя, оказывающие непосредственное влияние на все сферы общественной жизни, определявшие, в конечном счете, тип и характер развития страны.
Своеобразие задач управления в Советской России определялось тем, что созидательные задачи пришлось решать в аграрной стране, когда крестьянство не являлось политической основой власти. Носова полагает, что процесс создания различных инструментов воздействия Советского государства на деревню не может считаться полным без рассмотрения процессов формирования модели государственного управления новой власти, системы органов власти, их деятельности.
Исследование показало, что эволюция Советской России в 1920-е годы — один из уникальных исторических примеров того, как государственная власть активно формировала систему воздействия на общество в изменившихся политических и экономических условиях. В ходе исследования было выявлено, что строительство государственного аппарата управления сельским хозяйством в 1920-е годы полностью отразило специфику советской власти как системы «партия–государство».
Поиски новых структур управления шли прежде всего в русле задач стабилизации новой власти. Эти причины привели в первой половине десятилетия к некоторому ослаблению централизации в управлении сельским хозяйством. Они заставили усилить ее, когда взятый курс на плюрализм в экономике не дал желаемых результатов в политике. Однако практика управления показала, что именно ослабление государственной централизации и вмешательство партийно-государственных органов в жизнь деревни позволило крестьянству иметь относительно свободный выбор хозяйственных форм, систем земледелия, и привело к подъему сельскохозяйственного производства.
К середине 1920-х годов в управлении сельским хозяйством наряду с развитием НЭПа начали преобладать принципы, которые выходили за рамки государственного регулирования производства в индивидуальном крестьянском хозяйстве и затем легли в основу его социалистической перестройки. Наряду с уже существующими была создана система государственных институтов по руководству коллективными формами сельскохозяйственного производства. Тюменский историк резюмирует — идеям, заложенным в первоначальную концепцию НЭПа, увы, не суждено было осуществиться. Политика вновь взяла верх над экономикой.