Колумнисты

В НИУ ВШЭ установили точную дату рождения царя Бориса Годунова

Исследователи из НИУ ВШЭ Федор Успенский и Анна Литвина изучили свидетельства дипломата Священной Римской империи Георга Тектандера, собранные в книге «Путешествие в Персию через Московию: 1602 – 1603 год», и обнаружили там точное указание дня рождения царя Бориса Годунова — 2 августа по старому или 12 августа по новому стилю. До сих пор дату рождения царя указывали лишь приблизительно — 1552 год.

Результаты работы историков представлены журнале Studi Slavistici. Подробнее об исследовании — в материале на портале IQ.HSE. Неоднозначный правитель Борис Годунов (1552 – 1605) невольно оказался нелюбимым персонажем отечественной истории. В его биографии были и остаются неточности и пробелы. Но сколь бы ни был неоднозначен правитель, его исторические «права» стоит восстановить. И для начала — определить точную дату рождения. Федору Успенскому и Анне Литвиной это удалось сделать благодаря внимательному изучению одного источника — записок Георга Тектандера.

Георг Тектандер фон дер Ябель (родился около 1570 года – умер в 1614 году) прямо указал: «Также и 2-го августа, когда Великий Князь [Борис Годунов] праздновал день своего рождения, нам, как и раньше, прислали из дворца 200 человек, которые несли каждый по блюду с разными рыбами, ибо это был постный день у московитов». 

Этот труд австрийского дипломата сложно назвать неизвестным: он публиковался трижды еще при жизни своего автора, да и впоследствии тоже, а в 1896 году был переведен на русский язык под названием «Путешествие в Персию через Московию: 1602 – 1603 год» (авторы — Георг Тектандер и Стефан Какаш). Тем не менее, историки каждый раз проходили мимо ремарки Тектандера и никогда не фокусировались на ней. 

Принципиально важный момент в том, что Георг Тектандер предельно точен в датах. В течение своей миссии он педантично указывал все числа. И очень переживал, когда оказался в Персии в обстоятельствах «безвременья»: «У них [у мусульман] нет ни часов, ни чего-либо подобного, так что я, как-то раз, сбился в числах и жил целые полгода до возвращения моего в Московию, изо дня в день, не отличая одного дня от другого».

Как следует из его замечания, в Москве он восстановил счет дням. Правда, теперь он указывал даты не по новому стилю — в соответствии с григорианским календарем, как раньше, а по старому — то есть по юлианскому календарю. Заметим, что и на Руси тогда был принят именно юлианский календарь.

Записи о миссии поначалу вели оба — как Тектандер, так и Какаш, причем независимо друг от друга. Первый — как протестант, внук ученика Мартина Лютера, писал на немецком. Второй — католик — на латыни. Тектандер опубликовал свои дневники уже по возвращении на родину, а Какаш до своей смерти писал «с колес» — прямо в дороге.

Подобная «двойная запись» дала уникальную возможность историкам проверить сведения секретаря посольства с помощью «показаний» его шефа, который сообщал о тех же событиях. «Результат этой проверки Тектандер выдерживает идеально — все даты в его записках, в частности, те, которые относятся к первому пребыванию в Москве, когда глава посольства еще был жив, полностью соответствуют датам у Какаша, правда, не вполне тривиальным образом <…>», — подчеркивают Федор Успенский и Анна Литвина. Впоследствии ученые верифицировали и подтвердили указанную дату с помощью других источников начала XVII века, в частности, записок имперского посла в Москве, барона Генриха фон Логау