Колумнисты

В МГППУ узнали особенности понимания речи у детей с аутизмом

Результаты исследования показали, что дети с аутизмом отличаются неравномерностью профиля развития импрессивной речи. Ученые предполагают, что несогласованность развития различных способностей, по всей видимости, является более общей чертой аутизма, чем предполагалось ранее, и во-многом может определять парадоксальность клинической картины синдрома.

Статья опубликована в журнале «Клиническая и специальная психология». Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой группу дефектов развития, которые объединяют нарушения общения и социального взаимодействия, а также стереотипный характер интересов и активности. Распространенность аутизма постоянно растет и на сегодняшний день, по данным ВОЗ, составляет около одного процента. Известно, что нарушения речи встречаются у большинства детей с РАС. При этом диапазон вариантов речевого развития может быть очень широким. Часть детей не овладевает речью совсем, другие оказываются неспособными использовать ее для общения, при этом могут запоминать и цитировать куски текстов, рекламных объявлений и так далее.

Речь может быть более стереотипной и однообразной, чем в норме, содержать грамматические ошибки, иметь интонационные особенности. Несомненно, особенности речи, степень и характер нарушений являются одним из важнейших факторов, определяющих прогноз развития и адаптации ребенка.

Традиционно исследования речи при РАС сосредоточены больше на изучении владения устной речью, особенно ее использовании в коммуникативных целях. Однако развитие понимания речи (импрессивной) также имеет свои особенности, которые могут проявляться на различных уровнях: фонологическом (распознавание отдельных звуков), лексическом (понимание слов), морфосинтаксическом (взаимодействия между словами в словосочетаниях и предложениях) и дискурсивном (понимание текста).

В исследовании приняли участие 50 детей с аутизмом 7-11 лет. Для получения данных об особенностях импрессивной речи использовался тест «КОРАБЛИК» («Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций»), который позволяет оценить речевые навыки на всех уровнях языка: фонологическом, лексическом, морфосинтаксическом и дискурсивном. Для оценки степени выраженности аутистических проявлений применялся План диагностического обследования при аутизме (ADOS-2), который считается золотым мировым стандартом диагностики РАС.

Как рассказала старший научный сотрудник Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ, Дарья Переверзева, результаты исследования показали, что дети с аутизмом отличались неравномерностью профиля развития импрессивной речи. В норме различные компоненты речевого развития (фонологический, лексический, морфосинтаксический и дискурсивный) развиваются согласованно на всех этапах онтогенеза ребенка, и сильного разрыва между навыками не наблюдается. При аутизме же, как оказалось, разброс между данными, описывающими результаты на различных уровнях освоения языка, существенно выше, чем в норме. Более того, этот показатель был положительно связан со степенью выраженности аутизма, то есть чем тяжелее аутизм, тем сильнее выражена неоднородность результатов по различным шкалам. При этом, что интересно, взаимосвязь наблюдалась не со всеми симптомами, а лишь с группой социально-коммуникативных нарушений.

Направление этой взаимосвязи требует дальнейшего изучения. Однако, стоит отметить, что для РАС в целом характерен неравномерный профиль развития способностей. Это было многократно показано, например, для интеллекта и восприятия. Результаты, полученные в исследовании, указывают на то, что несогласованность развития различных способностей, по всей видимости, является более общей чертой аутизма, чем предполагалось ранее, и во-многом может определять парадоксальность клинической картины синдрома.