Исследователи из лаборатории «Биосоциальные и индивидуально-личностные детерминанты повышения пенсионного возраста» факультета Экстремальная психология в течение года оценивали показатели биопсихологического старения пенсионеров, посещающих и не посещающих занятия по социальным программам. Ученые выяснили, что при отсутствии поддерживающих тренировок происходит естественное старение организма: не посещающие занятия пенсионеры за год постарели на 0,2 – 2,6 года. Пожилым людям, посещающим занятия по программе «Активное долголетие», удалось удержать свой биологический возраст на том же уровне, психологический – оптимизировать. А индивидуальный подбор занятий с помощью программы «Антистарение XXI», построенной на основе нейросети, привел к снижению биологического возраста у тренирующихся пенсионеров на 0,7 года.
Статья опубликована в авторитетном издании «Социальная психология и общество». В исследовании принимало участие 345 человек, из них 272 женщины, и 73 мужчины, которых поделили на три группы. Первая посещала программу «Московское долголетие», при этом пенсионеры сами решали, какие занятие посещать, в каком количестве, прекращать или продолжать участие.
Участники второй группы сначала прошли небольшое обследование (тип темперамента, особенности эмоциональности, функциональная асимметрия), а потом им подобрали личностный ресурс с помощью программы «Антистарение XXI». Ресурсы подбирались как хобби и виды занятий, наиболее подходящие для человека. Далее пенсионерам рекомендовались кружки и виды занятий, где этот ресурс можно развивать. Третья группа была контрольная, пенсионеры, входящие в нее, не посещали никаких занятий.
Ученые определили психологические портреты типичных пенсионеров из каждой группы. Так, пенсионер – участник «Московского долголетия» – человек, биологический возраст которого немного ниже календарного, но выше должного. Практически все из низ прекратили работать на пенсии и имеют достаточно свободного времени. Психологический возраст у них ниже календарного, они чувствуют себя моложе своих лет и стараются заботиться о своем здоровье, интересуются программами, которые помогут им в этом.
Пенсионеры, заинтересовавшиеся программой «Антистарение XXI», биологически (по состоянию здоровья) самые молодые из всех. Многие из участников этой группы продолжают работать с частичной или полной занятостью. Они не посещали занятия «Московского долголетия», хотя интересовались программами самосовершенствования и вообще заботились о своем здоровье. Возможно, им не хватило времени или приглашения, чтобы начать посещать какие-нибудь занятия, потому что они охотно принимали предложение обследоваться.
В контрольную группу вошли пенсионеры, не посещающие программы «Московского долголетия» и не заинтересовавшиеся программой «Антистарение XXI». Психологический возраст у них самых низкий, вероятно, они считают себя «еще очень молодыми». Биологический возраст в пределах нормы, то есть состояние здоровья умеренное, часть из них продолжает работать на пенсии, некоторые перестали. Интерес к поддерживающим программ отсутствует, часто высказывают приоритет спокойного отдыха («лучше дома посижу»).
Спустя полгода-год, отношение к развивающим программам изменилось незначительно. «Естественное старение в отсутствии поддерживающих тренировок привело к тому, что за полгода-год у пенсионеров контрольной группы (женщин) биологический возраст достоверно возрос примерно на 2,6 года, а индекс биологического старения увеличился на 2,5 года, у мужчин – биологический возраст увеличился на 0,6 лет», – рассказывает Татьяна Березина, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии факультета Экстремальная психология МГППУ.
Участие в поддерживающих программах «Московского долголетия» привело к отсутствию достоверных различий в показателях биологического возраста в течение полугода-года у женщин, также наблюдалась тенденция к снижению индекса старения. Предварительный подбор занятий посредством программы «Антистарение XXI» привел к достоверному замедлению индекса старения.
«У участников этой группы после полугода-года тренировок биологический возраст достоверно уменьшился на 0,7 и индекс биологического старения также достоверно уменьшился на 1,1 года», – подытожила Татьяна Березина. Для женщин эффект достоверный, а над поиском поддерживающих программ для мужчин еще нужно работать. Исследование поддержано РНФ.