Колумнисты

В МГППУ изучили специфику лингвистических способностей на примере изучения английского языка

Психологи выяснили, что студенты, ориентированные на дальнейшую международную карьеру, и активно использующие английский язык в процессе работы, чаще следуют внешним мотивационным установкам, таким как чувство социальной значимости и самоуважение.

Исследование при финансовой поддержке фонда РНФ проводилось на выборке из 109 студентов факультета иностранных языков в возрасте от 18 до 21 года, имеющих разный опыт изучения языка. Основным иностранным языком испытуемых был английский. Среди участников исследования были более опытные – студенты четвертого курса, с достаточно высоким уровнем владения иностранным языком, а также менее опытные учащиеся младших курсов.

Результаты исследования показали, что самые сильные связи абстрактный интеллект обнаруживает со способностью к лингвистическим умозаключениям (ЛУ) (r = 0,59; p ≤0,000) и аудиальной кратковременной памятью (r = 0,41; p ≤ 0,05), в то время как показатели вербального интеллекта продемонстрировали значимые положительные связи в отношении грамматической грамотности (r = 0,47; p ≤ 0,000). То есть, влияние когнитивных переменных на лингвистические способности довольно специфично и обусловлено измерениями, определяющими языковую компетентность.

Результаты исследований психологов МГППУ / © Пресс-служба МГППУ

«Сам по себе конструкт лингвистических способностей является сложной структурой с различными по своей природе языковыми компонентами, которые обуславливают конкретную способность успешного оперирования определенным языковым материалом», — считает руководитель проекта Евгения Гаврилова.

Кроме того, проведенное исследование показало, что менее опытные студенты, стоящие в начале своего пути изучения языка, больше руководствуются внутренними мотивационными установками, такими как самопознание. В то время как более опытные студенты, уже имеющие определенный опыт и использующие его в работе в большей степени ориентированы на внешние установки, связанные с чувством долга и самоуважением.

Результаты исследования, представленные в рамках Международной конференции «DHTE 2023» могут быть использованы при разработке программ языкового обучения выпускников и молодых специалистов, демонстрирующих высокий языковой потенциал.