Колумнисты

Ученые ЮФУ: классических экскурсоводов в будущем заменят аниматоры и актеры квестов

Постдок Института туризма, сервиса и креативных индустрий ЮФУ исследовал специфику использования креативных технологий в туризме Египта. После пандемии коронавируса туристическая отрасль в стране пирамид кардинально переориентировалась с массовых туров на индивидуальные, и у индивидуального туриста открылся выраженный запрос на креативные форматы путешествия. Под «креативными технологиями» подразумеваются современные форматы человеческого общения, направленные на развитие творческих способностей и нестандартного мышления. В туризме такие подходы могут воплощаться в виде экскурсий с использованием VR-технологий, квест-экскурсий или нестандартного сочетания исторических, этнических и религиозных компонентов туристического маршрута.

Преподаватель кафедры туризма ИТСКИ ЮФУ Гергес Бола Реда Бануб проанализировал предложения российских туроператоров по египетскому направлению за 2022 год, определив, какую долю из них занимают креативные туры. Результаты исследования были опубликованы в журнале «Географические науки».

«Египет традиционно является одним из центров международного туризма благодаря наличию природных, культурно-исторических и других видов туристских ресурсов. Тем не менее перспективы отрасли очевидно связаны именно с развитием креативных технологий. Они позволяют расширить клиентские сегменты, вывести отрасль на качественно новый уровень за счет инноваций, создать новые рабочие места, задействовать в туристской отрасли представителей смежных профессий: тех, кто создает мастер-классы, анимационные программы, событийные мероприятия», — рассказал Гергес Бола.

Исследователь добавил, что туроператоры, прежде чем внедрять креативные технологии в свою работу, должны ориентироваться на имеющийся туристский спрос и маркетинговые исследования рынка. Например, такой креативный формат размещения туристов, как глэмпинг, популярен в Египте преимущественно в окрестностях города Хургада, Аравийской пустыне и в Сахаре. Глэмпингом называется лагерь на природе, в котором походные палатки заменены модульными гостиничными номерами.

«Это новый вид экотуризма, отдых «все включено» на лоне природы, в случае Египта — в пустыне. Спрос на глэмпинги определяется желанием туристов в реалиях глобализации и урбанизации осуществить эколого-ориентированный отдых. В России сейчас тоже активно развиваются и строятся глэмпинги, в основном на берегах больших рек и в хвойных лесах. А вот уникальным египетским эколого-ориентированным развлечением является скейтбординг в песках. Данная услуга предлагается в пустынных территориях», — поделился Гергес Бола.

Глэмперами и пустынными скейтбордистами становятся преимущественно молодые люди до 30 лет. Старшее поколение путешественников из креативных форматов выбирает Slow travel. Это долгосрочные туры с целью погружения в окружающую среду, культуру и традиции. Креативным этот вид отдыха является потому, что организаторы подобного тура не могут отпустить своих клиентов в свободное плавание — туроператор должен разработать насыщенную культурную программу, что требует компетенций из области ивент-менеджмента.

Гергес Бола Реда Бануб — постдок, преподаватель кафедры туризма ИТСКИ ЮФУ / © Пресс-служба ЮФУ

Сейчас медленные (Slow travel) туры в Египте — это преимущественно морские и речные круизы, Гергес Бола Реда Бануб в своей статье предлагает властям и лидерам туриндустрии Египта селить путешественников на длительное время в этнодеревнях бедуинов. По мнению постдока ЮФУ, такой вид туризма будет пользоваться большим спросом в таком регионе Египта, как Южный Синай.

«Этот формат также можно легко адаптировать для России. Россия — очень многонациональная страна, а значит обладает большим потенциалом в строительстве таких туристических объектов, как этнокомплексы и этно-археологические комплексы», — подчеркнул Гергес Бола.

В Каире, Шарм-эш-Шейхе и других крупных городах популярностью будут пользоваться музеи дополненной реальности, безбарьерные путешествия для лиц с ограниченными возможностями здоровья и событийный туризм, привязанный к ежегодным праздникам и массовым городским мероприятиям.

«В сфере экологического туризма власти Египта считают перспективным направлением разработку экологических троп в пустынных ландшафтах. Но даже походы по пустыне можно сделать интереснее и популярнее у туристов с помощью креативного подхода. Например, создать маршрут по следам главного героя романа «Алхимик» Пауло Коэльо. Ведь чаще всего преодолеть пустынный маршрут туристы хотят с целью самопознания, ухода в свой внутренний мир. И параллелизм с сюжетом романа будет в этом контексте очень уместным», — рассказал Гергес Бола.

В городе Гиза, самом близком к знаменитым египетским пирамидам, не хватает, как показало маркетинговое исследование, стилизованных отелей в тематике древнего Египта, с внедрением культуры и традиций того времени. Примером такого успешного предприятия может послужить стилизованный под пещеру отель Caves Beach Resort в Хургаде.

«И наконец в Долине Царей, где находится основной массив гробниц фараонов Древнего Египта, не хватает интерактивных форматов. Квест-экскурсия или спектакль-экскурсия позволили бы туристам более глубоко исследовать культуру древних египтян и изучить историю Древнего Египта. Традиционная экскурсионная методика гласит, что экскурсовод должен сообщать только достоверную информацию, но мы видим, что наибольшим успехом пользуются бренды, которые намеренно вводят в свои туры элементы художественного вымысла, дополняют труд гида услугами аниматоров и квест-актеров», — подытожил Гергес Бола.

Исследователь признает: на сегодняшний день базовых туристических туров, например, с целью пляжного отдыха в Египте всё ещё значительно больше, чем креативных. Но в будущем расклад изменится — на это указывают тенденции рынка. Креативные технологии стали ответом на «вызов», связанный с ограничениями на количество туристов в годы пандемии коронавируса, но после отмены эпидемиологических ограничений тенденции не изменились: продаются и покупаются индивидуальные туристические продукты, связанные с креативными идеями.

Гергес Бола Реда Бануб также поделился, что российская туристическая индустрия могла бы с пользой для себя перенять у египетских коллег максимально возможное задействование туристских ресурсов: археологических, событийных, природных и кадровых. Российские регионы, по словам исследователя, зачастую не осознают, каким богатством обладают, как могли бы «упаковывать» его в туристический продукт и продавать на международном рынке. Однако в этом направлении делаются значимые шаги — маршрут «Золотое кольцо Боспорского царства», который сейчас разрабатывается на Юге России, будет построен по всем законам креативных технологий.

«Чему Египет и другие страны могут поучиться у России в области туризма — это быстро переориентироваться под новые условия. Когда во время пандемии были закрыты границы, российские туроператоры, даже те, что прежде продавали только зарубежные туры, создали качественные продукты внутреннего туризма, российские авиакомпании стали запускать чартерные рейсы на Камчатку. На Юге России, где сейчас ограничено воздушное перемещение, мгновенно возникла инфраструктура для автотуризма и путешествий на поезде. Это очень хорошо организованная туриндустрия», — подытожил Гергес Бола.

Молодой ученый Южного федерального университета Гергес Бола является участником программы постдоков ЮФУ в рамках Программы развития «Приоритет-2030» (нацпроект «Наука и университеты»).