В ТюмГУ исследовали цвет в искусстве народного костюма коренных малочисленных народов тюменского Севера, с помощью которого можно выделить особенности мировоззрения этих народов, их «цветовой менталитет».
Малочисленные народы Тюменского региона – ханты, манси, ненцы и другие – представляют собой общность традиционного мировоззрения с так называемыми промысловыми охотоведческими культами, которые отражают гармонию человека-природы-животных, где охотник не только добывает добычу, но и создает условия на возрождение их популяции, приводящие к равновесию и гармонии в многоцветии северной природы.
Природа цвета Севера Тюменского региона отражает его суровый «характер»: это континентальный климат Арктического бассейна с реками Обью, Енисеем, Леной, многочисленными озерами, болотами, лесами. Цвет — одна из самых существенных реалий об окружающем мире, который человек воспринимает и органично воспроизводит в образах художественных произведений. Тайну цвета пытались разгадать многие исследователи в различных областях науки и культуры.
И интересно направление исследования – символика цвета в культуре народов Севера, потому что цвет нес определенную сакральную смысловую нагрузку, раскрывающую особенности народов, проживающих на Севере Тюменского региона.
Статья «Цвет в искусстве традиционного костюма коренных малочисленных народов тюменского Севера (на примере анализа музейных экспонатов)» ученых ТюмГУ Ольги Бакиевой и Ольги Поповой вышла в «Вестнике Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение».
Ученые рассмотрели цвет традиционного женского костюма как наиболее смыслосодержащую, эстетически насыщенную форму традиционной культуры, в которой находят отражение мировосприятие народа, основные концепты мироустройства.
Связь цветового предпочтения и особенностей психики рассматривал психолог и психотерапевт XX века, автор и создатель цветодиагностики Макс Люшер. Его цветовая концепция и идеи нашли широкое применение в различных областях знаний и деятельности (искусстве, дизайне, психологии, этнопсихологии, этнолингвистике и других). Ученые ТюмГУ использовали психодиагностику Люшера для проверки того, насколько в искусстве традиционного костюма раскрывается национальная особенность характера.
Исследователи разработали три критерия: доминанта (основные цвета, которые мастер по изготовлению традиционной одежды выделяет как характерные для общности своего этноса и выделяет как идеал, к чему надо стремиться), субдоминанта (цвет в орнаментальных символах, которые, как правило, рассказывают о взаимоотношениях человека с миром), тоника (цветовые акценты в полосках и мелких деталях).
Рассматривая традиционную одежду северных хантов «нуй-сах», которая представлена в Тюменском областном краеведческом музее, можно отметить, что верхняя часть халата выполнена из сукна красного и синего цвета, которые символизируют огонь (красный), воду земную (синий) и являются доминирующими цветами; орнаментальные символы, рога оленей — достаток, радость (желтый).
Орнаментальные бордюры обрамлены синими, желтыми, красными полосками, символизирующими путь человека в земной жизни. Орнамент, украшающий халат в виде «маленького оленьего рога», имеет следующий смысл: если у человека много рогатых оленей, то он защищен дважды.
По орнаменту чередуются желтые и зеленые полосы, снизу тройная полоса разного цвета и сверху двойная полоса. По всей вероятности, тройная полоса символизирует путь человека в этой жизни в разных мирах. Традиционной формой мировоззрения народов Севера, их видения и познания мира, рассматривающей человека как часть космоса, выступает шаманизм, который предполагает, что весь мир состоит из трех миров – Верхнего, Среднего и Нижнего.
Если соотнести цветовую символику с тестами Люшера, то можно вывести интерпретацию функции «хочет быть», здесь доминантой являются красный и синий, по Люшеру это означает «активность – стремление к гармонии» (стремится к жизни, богатой действиями и впечатлениями и к близости, которая доставляет эмоциональное удовлетворение).
Субдоминанта цвета в костюме хантов отражена желтым цветом орнамента, который чередуется с красным цветом, и в тестах Люшера будут рассматриваться как функция, которая характеризует поведение: активный, устремленный вовне и неугомонный, разочарован тем, что события в желаемом направлении развиваются медленно. Это вызывает раздражительность, переменчивость и недостаток настойчивости в преследовании своих целей.
Тоника цвета отражена орнаментированными полосками синего и желтого цвета — это означает, что поведение сдерживается, а еще: взыскательность в своих эмоциональных требованиях и привередливость в выборе партнера. Желание независимости от эмоций делает невозможной какую-либо глубокую эмоциональную близость.
Таким образом, цветовая символика в искусстве народного костюма у северных хантов характеризует их как этнос, активно стремящийся к гармонии, обладающий переменчивым характером, эмоционально сдержанный в проявлении своих чувств.
Манси (вогулы), как и ханты, формировались на протяжении длительного времени с середины I тысячелетия в результате смешения уральских племен с угорскими кочевниками. На территории проживания Ханты-Мансийского автономного округа они селились вдоль рек и озер небольшими юртами.
Мансийский традиционный костюм отличается своеобразной орнаментацией, для которой характерны многоярусные орнаментальные полосы по подолу платья и перпендикулярные полосы по передней полочке, соединяющие нижний мир с верхним миром, и богатство нагрудного украшения из бисера. Доминантой в костюме выступает красный цвет, характеризующий активность, силу, энергию и жизнедеятельность.
В Средние века манси считались отважными войнами, кровожадными и беспощадными, за что и прозвали их вогулами, что значит «дикие». Субдоминанта, синий цвет, характеризует стремление к мирному состоянию, гармонии. Тоника проявляется в орнаментике красного и синего цвета и выражает чувство отрезанности от других и стремление к гармонии.
Таким образом, цветовой анализ традиционного костюма свидетельствует о том, что этносу манси присущи активная жизненная позиция и стремление к мирному состоянию. Наши исследования соотносятся с этнопсихологическими характеристиками этнографов, которые отмечали такие качества манси, как гостеприимство, сострадание и сдержанность. «Манси даже в разгар веселья редко улыбались, сохраняя на лице задумчивое и даже слегка угрюмое выражение со сжатыми губами и мрачным глубоким взглядом исподлобья».
Проведя анализ, ученые сделали вывод, что отличительные черты характера малочисленных коренных народов можно обозначить посредством анализа цветовых кодов в одежде: красный – активность, синий – сдержанность, зеленый – скромность, любовь к природе, к своему роду и так далее. В целом цветовой менталитет раскрывает культурные традиции с элементами обско-угорской архаики, которая находится в гармоничном отношении с природой, в равновесии.
Контрастные яркие цвета в женской традиционной одежде народов раскрывают прекрасный многоцветный суровый Север с длинными зимами, прекрасным многоцветием весны, осени и лета, которые передают их цветовую картину мира. Все это подтверждает, что коренные народы Севера выработали самобытную этику отношений с природой, в основе которой лежит принцип так называемого биологического равновесия, равного права на существование человека и любого природного явления.