Профессора ТюмГУ изучили феномен «городской гордыни» на примере Тюменской набережной и связали его с самооценкой горожан.
В последние несколько десятилетий проблема городской идентичности привлекает к себе значительное внимание в связи с повышенным интересом исследователей к урбанистике. На формирование идентичности граждан влияет множество факторов: социальные, культурные, исторические, территориальные и другие.
Один из них – «место», часть городского пространства, несущая в себе определенные смыслы. Идентичность места устанавливает связь между его значением для горожан и их самооценкой. Концепт места можно рассматривать не только как индивидуальную, но и как коллективную идентичность, поскольку эта идентичность вдохновляет на формирование городских сообществ. Обычно эту роль отводят какому-то общественному пространству, одинаково доступному для всех. Когда «место» становится знаковым для горожан, оно воспринимается как достопримечательность, символ города, в котором оно находится, и он становится связанным с ним.
В ряде случаев такие места не просто эстетически привлекательны. Горожане смотрят на них с гордостью. Статья «Тюменская набережная: Городская гордыня как триггер за трансформацию городской идентичности» профессоров кафедр истории и мировой политики и философии СоцГум Владимира Богомякова и Марины Чистяковой вышла в журнале Changing Societies & Personalities.
Ученые утверждают, что Тюмень долгое время развивалась в отрыве от современных городских тенденций. Ее набережную можно рассматривать, с одной стороны, как попытку отыграться, создав современное общественное пространство. С другой стороны, это мегапроект, уникальный и настолько непропорциональный и по размеру, и по человеческим масштабам, и по отношению к обрамляемой им речке, что ассоциируется с высокомерием.
Строительные работы на современной набережной начались в 2008 году и идут по сей день. По мнению исследователей, авторы проекта проигнорировали все принципы строительства набережных, перечисленные советским архитектором Григорием Гольцем в статье о набережных Москвы. Тогда общий архитектурный образ Москвы мыслится как городской комплекс, построенный по живописному принципу, основанному на активной членимости и легкости элементов; второй принцип – соблюдение масштаба Москвы-реки и ее набережных; третий – видовая тематическая дифференциация набережных по районному признаку.
В тюменской набережной нет ни светлых деталей, ни зонирования, а река непропорционально мала по сравнению с грандиозной набережной. Авторы проекта сделали акцент не столько на многообразии возможностей использования общественного пространства, сколько на его дизайне, подчеркнуто грандиозном и импозантном.
Это решение должно было придать городу новый статус, моментально обновив его в градостроительном масштабе. Как и всякое городское пространство, намного превышающее человеческий масштаб, набережная призвана создать образ, который бы впечатлял зрителя не своей привлекательностью, а внушительными размерами.
Неудивительно, что общественность выступила с инициативой дать набережной имя. Наиболее частым предложением является назвать его в честь династии Романовых, которые остановились в Тюмени в 1917 году по пути в Тобольск, так как им нужно было пересесть с поезда на корабль. Имперская тема возникает в СМИ с предсказуемой регулярностью. Такие аллюзии вытекают не только из исторического контекста, но и из архаичного, имперского и импозантного образа, который создает набережная, и ее непропорционального размера по сравнению с рекой и человеком.
Авторы статьи считают, что причина такого решения кроется в гордыне. Это главная достопримечательность, которую жители с гордостью представляют гостям города. Сам факт появления набережной повышает «городской статус» города, его уровень жизни и, в конечном счете, самооценку горожан.
В то время как набережная является одним из самых сложных, непревзойденных и визуально необычных проектов в своем роде (по крайней мере, среди построенных в России), городская идентичность Тюмени обретает новый потенциал роста, а именно гордость. Понятие «высокомерие» здесь используется для осмысления трансформации городской идентичности в контексте мегапроектов.
Сегодня термин «высокомерие» все чаще встречается в контексте архитектуры и градостроительства. Высокомерие можно проследить как в отдельных архитектурных работах, так и в проектах городского развития, реализованных в разных культурах в разные исторические периоды. Один общий критерий, объединяющий их всех, – вызывающее нарушение человеческого масштаба.
«Высокомерие» – это отличительная черта авторской гордыни в его творчестве, черта, которая делает авторскую гордыню очевидной для всех. Надменный характер проекта обязательно вызовет реакцию получателей. Возводимое грандиозное здание вызывает бурные эмоции, и, как упоминалось ранее, эти эмоции часто далеки от положительных. Проект может шокировать или раздражать, но он не может остаться незамеченным. Поскольку объем работ по созданию такого объекта впечатляет, его надменный характер неоспорим даже для его недоброжелателей.
Применительно к высокомерным проектам именно чувство гордости становится основой чувства общности, разделяемого людьми, живущими в одном городе. Трансформируя идентичность, гордость формирует новое отношение как к конкретному месту, так и к самому городу.
Тем не менее, несмотря на все недостатки тюменской набережной, тюменцы воспринимают её как знаковое место, свою гордость и радость. Это повысило самооценку значительного числа жителей, что повлияло на формирование новой городской идентичности. Как именно чувство гордости может вызвать трансформацию идентичности как на личном, так и на городском уровне?
В «Трактате о человеческой природе» философ Дэвид Юм утверждает, что подлинный источник гордости не столько внешний источник, сколько внутри человека. Даже если гордость имеет внешнюю причину, она должна относиться к себе. В связи с этим гордость становится источником идентичности личности. Если один и тот же объект или одно и то же место является предметом гордости для многих людей, это относится к коллективной идентичности.
Как именно набережная влияет на городскую идентичность? Урбанисты, побывавшие в Тюмени, неоднозначно оценивают это. Например, основатель Центра прикладного урбанизма Свят Мурунов отмечает, что «с точки зрения макропроцессов, таких как рост населения, амбиции, многочисленные фокальные проекты и плотный график городских мероприятий, Тюмень воспринимается как столица, но с точки зрения ее жителей «Я-концепция, это все-таки провинциальный городок».
Фон противоречивой идентичности Тюмени составляют реальные культурно-исторические события, а также городские мифы и легенды, в том числе уничижительные. По одной из них, процветающий купеческий городок был настолько грязен, что на его центральной улице утонула лошадь. В советское время город уничижительно прозвали «поселок столичный Тюмень».
Сейчас ситуация изменилась, и общественность при поддержке властей не только активно обсуждает городские проблемы с экспертами из Москвы, Екатеринбурга, Казани и других городов, но и принимает активное участие в планировании общественных пространств. При этом Тюмень по-прежнему остается городом, в котором приоритет отдается автомобилям, а не пешеходам. В городе качественные дороги и развязки. Развитие набережной стало крупным проектом, способным совершить прорыв в этой области.
Исследователи ТюмГУ констатируют, что, отвечая на вопрос, «как вы относитесь к набережной?» более критично настроена когорта горожан с высшим образованием, профессионально связанных с творчеством, журналистикой или образованием. Тем не менее, набережная стала одним из излюбленных мест для селфи, на разных сайтах есть группы, где люди пишут восторженные отзывы. Образно говоря, набережная означает бегство горожан из болота неизвестности на твердую землю из гранита.
Концепции нового урбанизма предписывают создание общественных пространств и мест по принципу человеческого масштаба. В то же время устойчивый стереотип гласит, что экстравагантность проекта по размерам может закрепить за ним роль местной достопримечательности, которая впоследствии будет ассоциироваться с этим конкретным местом и восприниматься как его эмблема или символ.
Мегаместо, в отличие от меньших и человеческих мест, определенным образом влияет на городскую идентичность, отсюда и термин «городская гордыня». Городское высокомерие относится к различным аспектам создания и восприятия мегапроектов, связанным нарушением нормы. И смелость застройщиков, и интенсивность реакции горожан влияют на городскую идентичность, приводя к ее трансгрессивной трансформации.
Гордыня авторов проекта воспринимается горожанами в более мягкой форме и интерпретируется не как самомнение, а как гордость, которая навеяна мегаместом и перетекает в сам город. Таким образом, если горожане одобряют новое место, оно считается источником гордости для города, и к их идентичности добавляется новое измерение.
Жители, питающие сомнения и раздражение по поводу проекта, вовлекаются в дискуссии и публичные дебаты; они начинают размышлять о том, каким должен быть идеальный современный город и чего должен был достичь проект. Меняется и их отношение к городу: он теряет равнодушие и пассивность. Горожане обретают свободу действий. Следовательно, городская гордыня вызывает трансформацию городской идентичности.
Ученые делают вывод, что, несмотря на свою амбивалентность, пример набережной продемонстрировал трансформацию идентичности тюменцев как трансгрессивный прорыв к слиянию города с современным городским контекстом. Для одних горожан это свершившийся факт, а для других это скорее процесс, а не результат. Работа выполнена при поддержке РФФИ и администрации Тюменской области.
Комментарии
"Ученые исследовали феномен набережной Тюмени, как предмета гордости горожан" (с)ТюмГУ
Во-первых, в данном случае перед "как" запятая не нужна.
Во-вторых... Тюменские ученые! Вы отнимаете хлеб у британских. Не стыдно?!
Изобретают пенициллин?
Велосипед.
Лучшее название для такого места Тюменские Жигули, в котором соединятся и историческая преемственность, и современные претензии местных жителей.
Кстати, гордыня -- это первый из семи смертных грехов в христианстве...
"Наиболее частым предложением является назвать его в честь династии Романовых, которые остановились в Тюмени в 1917 году по пути в Тобольск, так как им нужно было пересесть с поезда на корабль".
Да-да. Нелепому сооружению дать имя нелепой династии - самый раз.