Ученые ТюмГУ предложили модернизировать массовый курс философии в рамках системы индивидуальных образовательных траекторий. Они считают, что такой подход обеспечивает достаточно высокую популярность предмета среди студентов.
Статья кандидата философских наук доцента кафедры философии СоцГум ТюмГУ Алексея Павловского «Философия в системе массового образования: преподавание как миметическая практика» вышла в журнале «Образование и наука». В ней исследователь резюмировал работу свою и коллег по кафедре, в которой они рассматривали проблему изменения роли и места философии в системе массового образования, связанного с современными прагматизацией и технологизацией. Последние сегодня порождают сомнения в полезности изучения философии, а, следовательно, и стремление к трансформации подхода к преподаванию.
Ученые задались целью осмыслить авторский опыт преподавания в рамках системы индивидуальных образовательных траекторий ТюмГУ, где была предпринята попытка решить эту проблему. Теоретическая часть исследования подразумевала формирование оснований теории преподавания философии как миметической (подражательной) практики. Практика преподавания философии была опробована на студенческом потоке, примерно четверть которого согласилась анонимно оценить процесс и результаты совместной работы.
В результате настоящего исследования философы ТюмГУ сформулировали эскиз концепции массового преподавания философии в современных условиях, стержнем которого является организация процесса миметической передачи неявного знания, обеспечивающего умение философствовать, в системе из четырех основных элементов: преподавателя, студента, текста и студенческой группы.
Лекция в этом случае — демонстрация личного философского стиля преподавателя, а сократовский семинар — совместные практика и непредсказуемый финал, где преподаватель выступает вопрошающим модератором, инициирующим личные поиски студентов, в системе, где текст связывает их с философской традицией, а группа — с обыденной жизнью.
Опрос студентов после занятий показал, что подход работает: студентам нравится процесс, они понимают связь философских идей с реальной жизнью, отслеживают собственное освоение философских текстов. На таких семинарах удается совместить философию и реальную повседневную жизнь, это видно по тому, что студенты признают удачность преподавательских отсылок к жизненным примерам. Косвенным признаком отсутствия профанации философии можно считать то, что студенты в большинстве своем считают удачными выбор реальных философских текстов.
Исследователи ТюмГУ оговариваются, что не утверждают, что сформулированный ими эскиз концепции массового преподавания философии в современных условиях, стержень которого – организация процесса миметической передачи неявного знания, обеспечивающей научение практике философствования, является универсальным и может быть применен при любом наборе условий, в которых это преподавание осуществляется.
Вместе с тем, философы не видят и препятствий для такого переноса опыта, что подразумевает желательность дискуссии о складывающихся в разных образовательных условиях конкретных практиках массового преподавания философии, которая будет способствовать более целенаправленному и эффективному реформированию подобной деятельности.
Комментарии
Неужто они там в ТюмГУ на таком языке друг с другом говорят?!.. Но что удивительнее всего, четверть студентов соглашаются его понимать (правда, анонимно)!.. )))