К современному транспорту и строениям предъявляются жесткие требования по остеклению. Оно должно обеспечивать безопасность, хорошую тепло- и шумоизоляцию, противостоять сложным погодным условиям. Белорусские инженеры предложили революционное решение — вакуумные модули остекления (ВМО), которые практически исключают теплопередачу за счет вакуумной прослойки между стеклами. Эта разработка особенно актуальна в контексте глобального тренда на энергоэффективность и экологичность транспортных средств.
Юникар в ЭкоТехноПарке в Беларуси / © Unitsky String Technologies Inc.
Традиционные многокамерные стеклопакеты, заполненные инертным газом, не справляются с задачей энергосбережения. Со временем газ улетучивается, а теплоизоляционные свойства таких конструкций значительно снижаются. Кроме того, они имеют большую толщину.
В мировой науке давно разрабатывается идея вакуумного стеклопакета, способного прослужить хотя бы 25 лет. Основное препятствие на пути исследователей – технология создания надежного краевого соединения.
Чтобы решить эту задачу белорусские инженеры предложили использовать промежуточный компонент для соединения внутреннего и наружного стекла – фольгированный металлический элемент. Он выступает в качестве компенсатора при изменении температуры. Однако перед разработчиками встал вопрос создания надежной адгезии между стеклом и металлом. Задача казалась практически неразрешимой, учитывая разницу в коэффициентах теплового расширения материалов и сложность их соединения традиционными методами.
После серии экспериментов со стеклоприпоем, лазерной сваркой и герметиками, инженеры остановились на инновационной технологии ультразвуковой пайки. Благодаря кавитации, которая разрушает оксидные пленки и обеспечивает превосходную адгезию, этот метод оказался оптимальным. Решение не только технически эффективно, но и экономически оправдано при массовом производстве.
Изучив мировой опыт, команда разработала собственную ультразвуковую паяльную станцию. Но для крупногабаритных изделий ручное лужение оказалось недостаточно эффективным. Например, при размере стеклопакета 1х1 метр длина дорожки лужения достигает четырех метров.
Автоматизировать процесс помогло создание специального роботизированного комплекса. В основе системы лежит продуманная архитектура взаимосвязанных блоков. Трехосевой координатный привод обеспечивает филигранную точность перемещения паяльника по заданной траектории. Жало выполняет лужение и пайку, неизменно поддерживая установленный зазор между наконечником и заготовкой, а также скорость лужения. Интеллектуальный модуль управления координирует работу всей системы, подстраиваясь под особенности каждой детали, а надежный силовой блок обеспечивает стабильное питание от стандартной электросети.
Главное преимущество комплекса заключается в его способности работать с заготовками различной высоты, создавая безупречный равноширокий шов лужения на поверхностях любой конфигурации. Благодаря этому система становится поистине универсальным инструментом, одинаково эффективным как при выпуске единичных изделий, так и в серийном производстве.
Испытания паяных швов на прочность с помощью машины Quasar 250 подтвердили их проектные характеристики. Образцы демонстрируют равномерное распределение припоя, что гарантирует долговечность и надежность конструкции. Результаты тестирования показывают, что новая технология обеспечивает не только стабильно высокое качество соединения, недостижимое при использовании традиционных методов, но и эластичности необходимую для обеспечения градиента температур в 100 градусов.
Оборудование, созданное белорусскими инженерами, не имеет прямых аналогов в мире, что подтверждается патентом на изобретение. Данная технология – это не просто решение конкретной производственной задачи, а открытие в области соединения разнородных материалов. Потенциал ее применения выходит далеко за рамки выпуска вакуумных стеклопакетов для транспорта и архитектурных сооружений. Автоматизированный комплекс может быть адаптирован для работы с различными материалами, что открывает широкие возможности для развития новых направлений в инженерии материалов.
Комментарии
Исключает теплопотери прямой теплопередачей. Излучение-то остаётся.
Некрософ, Да, прямые теплопотери никто не исключит. С физикой не поспоришь. У разработчиков и задачи-то такой не было
Некрософ, для излучения есть покрытие стекла оксидно плёнкой (i или k стекло). Смущает что не собрали своим методом вакуумированный стеклопакет и не протестировали его долговечность
Некрософ, эти челы что говорят про технологию это п***ж, это лохотрон skyway, до сих пор пилит бабки инвесторов обычных, посмотри о них больше на ютубе
Марк, И много вы лохотронщиков с аккредитацией академии наук видели? Похоже, вы ютуба пересмотрели
Станислав, аккредитацию видимо эту легко купить. Скайвей до сих пор собирает бабки. Если бы это реально работало, столько инвесторов бы понабежало, что капец
Какой вакуум в стеклопакете. Что за бред? Давно стеклопакетчики догадались бы. Атмосферное давление раздавит стеклопакет с легкостью, а если он дапустим тонкий - то прижмет стекло к стеклу и никакого вакуумного зазора не будет. Если к примеру площадь пакета 1 м2 на него будет давить атмосфера силой10 тонн.
Владимир, "Какой вакуум в стеклопакете. Что за бред?"
Самый обычный:
https://www.southfield-windows.com/latest-news/what-is-vacuum-glazing
Они и догадались. Просто до массового потребителя это не доходит, потому что чуть дороже рынка.
"Атмосферное давление раздавит стеклопакет с легкостью,"
Ну конечно не раздавило бы, см. по ссылке и т.д. Нормально сделанный профиль нельзя раздавит разностью давлений всего в 1 атмосферу.
Александр, среди минусов "вакуумных" стеклопакетов отмечается повышенная хрупкость как раз из-за внешнего давления. Ну и конечно такая штука со временем теряет вакуум и превращается в стеклопакет обычный только с малым расстоянием между стеклами, то есть с худшей теплоизоляцией даже в сравнении с обычным стеклопакетом. Что до стоимости "немного выше" это вы слукавили - стоимость выше в 2-5 раз (от 10 000 р/м2) На транспорте особенно скоростном где стекло испытывает вибрацию и повышенные нагрузки, а значит и повышенный риск повреждений и разгерметизации, ноу-хау "белорусских ученых" выглядит и вовсе сомнительно. Или стекла получатся золотыми или это просто маркетинговая фишка. Что для Юницкого и компании вполне обычно.
Иван, все серийные вакк. пакеты усиленные, и итоговая прочность у них как обычных. Со временем они его теряют, это безусловно, вопрос -- с каким временем. У нормальных производителей гарантия 10 лет, а ожидаемый срок жизни вакуума -- 50.
"Что до стоимости "немного выше" это вы слукавили - стоимость выше в 2-5 раз"
Это в России так. В мире -- не так.
Владимир, вы всё правильно говорите. Сила действительно будет 10 тонн. Для того что бы стекло не "слиплось" используют дистанцирующие опоры. Они достаточно мелкие, что бы не быть заметными вблизи.