Среди инфекций, контролируемых с помощью прививок, есть действительно опасные для жизни и здоровья, способные с высокой вероятностью вызвать инвалидность и даже летальный исход. Среди них – побежденная на сегодня натуральная оспа и полиомиелит, приводящий к тяжелым неврологическим расстройствам. Есть и безобидные на первый взгляд инфекции, такие, как ветрянка. Не представляет, казалось бы, большой опасности и эпидемический паротит или попросту свинка. У ребенка появляются признаки ОРЗ, опухают околоушные железы, а через неделю все симптомы проходят. Но так ли проста и забавна свинка, как ее веселое название? Об опасных свойствах этой инфекции рассказывает советник по науке холдинга «Нацимбио» Госкорпорации Ростех, доктор медицинских наук Игорь Никитин.
Околоушные слюнные железы – совершенно непримечательный парный орган, за исключением того, что от него отходит проток, ведущий к верхнему второму моляру – коренному зубу. У большинства людей околоушные слюнные железы нормально функционируют на протяжении всей жизни и никак не дают о себе знать. Но если в них развивается воспаление, возникают довольно неприятные симптомы. Воспаленная железа отекает, увеличивается, возле уха возникает характерная припухлость, заразившегося беспокоит боль, сухость во рту или наоборот – усиленное слюнотечение. Это симптомы эпидемического паротита или свинки.
Слово «паротит» – собирательный термин. Он состоит из трех греческих корней: «пара» – около, «отис» – «ухо» и «итис» – воспалительный процесс. Термин, по сути, содержит в себе краткое описание заболевания – «воспаление околоушной железы».
Как и многие инфекции, эпидемический паротит сопровождает человечество с древних времен. Первое описание болезни встречается еще у Гиппократа. В 410 году до нашей эры он наблюдал за распространением этой инфекции на острове Тасос в Эгейском море. Прародитель медицины описал не только типичные симптомы заболевания, но и его осложнения, например, орхит и менингоэнцефалит.
За воспалительным процессом в организме могут стоять разные причины и не каждый паротит – эпидемический. Например, существует редкая разновидность этой инфекции – острый бактериальный паротит. Как следует из названия, его вызывают болезнетворные бактерии. Чаще всего этот вид паротита развивается после операций и у людей, страдающих хроническими заболеваниями. До изобретения антибиотиков, острый бактериальный паротит в 80 процентах случаев приводил к смерти пациента.
Существует и еще одна редкая форма паротита. Она поражает новорожденных младенцев и без лечения приводит к самым печальным последствиям. К счастью, за последние 30 лет в мире было зафиксировано всего 32 случая подобного инфицирования.
Возникать паротит может на фоне обезвоживания организма или нарушений в работе иммунной системы, когда она дает сбой и атакует собственные ткани организма. Кроме того, паротит может быть вызван различными патогенами – вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), микобактериями туберкулеза и даже вирусом гриппа. Например, в 2015 году в США было зарегистрировано 256 случаев паротита, непосредственно связанного с вирусом гриппа. Самая распространенная форма паротита – эпидемическая. Ее вызывает вирус под названием MuV из семейства парамиксовирусов. Именно эта болезнь называется свинкой и входит в перечень инфекций, против которых в России предусмотрена плановая вакцинация в рамках Национального календаря профилактических прививок.
До введения массовой вакцинации, свинкой в нашей стране болело от 300 до 500 тысяч человек ежегодно, сейчас же российские медики выявляют всего чуть более тысячи случаев заражения в год. В группе риска находятся люди с иммунодефицитом, путешественники в регионах, где отмечены вспышки паротита, и конечно все те, кто не прошел вакцинацию. При контакте с больным паротитом человеком заразиться очень просто: вирус передается как обычная простуда – воздушно-капельным путем, он высококонтагиозен, то есть чрезвычайно заразен.
Припухлость на лице – визитная карточка эпидемического паротита. Именно за это он и получил свое забавное прозвище – «свинка». При типичном течении болезни первые 12 – 24 дня продолжается инкубационный период – в это время никаких проявлений нет. Затем возникают симптомы, наподобие ОРВИ: повышается температура, пропадает аппетит, появляется чувство недомогания. Могут беспокоить головные и мышечные боли. Очень скоро вслед за этим возникает собственно «свинка» ¬– отек возле одного или обоих ушей.
Большинство людей, слышавших про эпидемический паротит, легкомысленно считают, что на этом дело и заканчивается. Однако вирус MuV коварен и способен вызывать осложнения, часть из которых опасна для жизни. Например, у юных пациентов мужского пола эпидемический паротит может вызвать во взрослой жизни бесплодие. У четырех процентов пациентов вирус провоцирует воспаление поджелудочной железы – панкреатит.
Кроме того, часть медицинских экспертов предполагает наличие связи паротита с развитием сахарного диабета. В редких случаях паротит и вовсе может протекать в форме энцефалита – приводить к воспалению головного мозга, эпилептическим припадкам, параличу, неврологическим нарушениям, гидроцефалии и даже в некоторых случаях летальному исходу. Примерно в пяти случаях из ста тысяч свинка приводит к глухоте. Эта инфекция – одна из самых распространенных причин утраты слуха у детей.
От противников прививок, мы часто слышим – «лучше один раз переболеть, чем колоть ребенку непонятные вещества, ведь детские инфекции протекают легко, это лишь временный дискомфорт». На самом деле, даже «безобидная» на первый взгляд свинка может привести к очень серьезным последствиям. По статистике, из ста тысяч заболевших паротитом, минимум один погибает от осложнений.
Со времен Гиппократа прошло много столетий, прежде чем науке удалось объяснить, откуда и как возникает паротит. Только в 1934 году американские ученые Клауд Д. Джонсон и Эрнест В. Гудпасчер выяснили, что свинку вызывает вирус – им удалось заразить макак-резусов слюной инфицированных людей. В 1945 году был выделен и сам возбудитель – вирус MuV.
Инактивированная (из убитых вирусов) вакцина против него была создана уже через три года после этого открытия, но она оказалась неэффективной – не обеспечивала нужный уровень защиты, а специфический иммунитет после иммунизации препаратом сохранялся недолго. От вакцины пришлось отказаться.
Начало полноценной вакцинации против эпидемического паротита было положено в 1967 году. Примерно в то же время у ученого-микробиолога Мориса Ральф Хиллемана заболела дочь Джерил Линн. Она жаловалась на боль в горле. Увидев характерную припухлость на лице девочки, медик сразу понял, что ее вызвал эпидемический паротит. Первым делом Морис взял у дочери мазки из горла, чтобы исследовать возбудителя. Впоследствии именно из этого штамма вируса и была получена вакцина против свинки. Препарат получил название в честь дочери ученого – Джерил Линн. Технология изготовления вакцины, разработанная Хиллеманом, до сих пор используется в промышленном производстве.
Отечественные вирусологи не отставали от зарубежных коллег. В Советском Союзе, параллельно с исследованиями в США, разработали собственную вакцину против эпидемического паротита. Занимались этим ученые из Ленинградского института эпидемиологии и микробиологии имени Пастера под руководством знаменитого микробиолога, вирусолога и иммунолога Анатолия Александровича Смородинцева. Отечественная вакцина была создана на основе штамма Ленинград-3, и начали применять ее для плановой иммунизации с 1980 года.
В наше время эстафету по разработке эффективной вакцины против паротита приняли ученые предприятия НПО «Микроген» холдинга «Нацимбио» (входит в Госкорпорацию Ростех). В 2019 году биотехнологи компании вывели на российский рынок первую зарегистрированную в стране комбинированную вакцину «Вактривир» для единовременной защиты от паротита и еще двух инфекций – краснухи и кори.
Сегодня все крупные мировые производители вакцин идут по пути создания многокомпонентных препаратов, то есть включения в их состав более одного антигена для профилактики нескольких инфекций. Такая технология позволяет сократить число инъекций (снизив таким образом болевую нагрузку на ребенка), увеличить охват и приверженность людей к иммунопрофилактике.
Как объясняют разработчики, «Вактривир» безопасен, способствует формированию стойкого иммунитета и сводит к минимуму риск заболевания. Это подтверждают результаты клинических исследований, в ходе которых была установлена высокая концентрация антител ко всем антигенам, входящим в состав препарата. С 2021 года вакцина доступна для бесплатной иммунизации населения в рамках Национального календаря профилактических прививок.
Как и любая прививка, вакцина против эпидемического паротита не обеспечивает стопроцентную защиту. Некоторые привитые пациенты все равно могут заразиться, но вероятность этого крайне невелика. Кроме того, в большинстве случаев (66 процентов) заболевание у привитых протекает без симптомов.
Несмотря на то, что иммунопрофилактика паротита входит в Национальный календарь профилактических прививок и охватывает большой процент населения, периодически все же могут случаться вспышки инфекции. Среди основных причин ученые называют, в первую очередь, отказ от вакцинации. Чем больше непривитых – тем чаще случаи заболевания. В том числе среди тех, кто получил вакцину, потому что им чаще приходится сталкиваться с зараженными людьми.
Большое значение также имеет недостаточный иммунитет после вакцинации. У двух-трех процентов людей защита не формируется даже после двух прививок. Если сделать только одну прививку, риск заболевания возрастает в разы.
Также к инфицированию может привести постепенное снижение уровня защиты. Иммунная система со временем «забывает» вирус, поэтому, чем больше проходит времени после прививки, тем выше риск заражения.
Означает ли все это, что вакцинация неэффективна? Красноречивый ответ на вопрос дает сравнение показателей заболеваемости эпидемическим паротитом в «довакцинную» эпоху и сегодня. Прививки – по-прежнему единственный надежный способ, изобретенный наукой, для защиты от большинства опасных инфекций.