Колумнисты

Сочетает свойства гибкой нити и жесткой балки: как работает струнный рельс

Международная инжиниринговая компания Unitsky String Technologies Inc. разрабатывает и реализует одну из самых легких разновидностей монорельса – комплексы uST. Они призваны перевернуть представление о перевозках, сделать их более эффективными и доступными.

Белорусская адаптация технологии преднапряжения

В основу комплекса uST положены технологии создания предварительно напряженных путевых структур нового поколения, ключевым элементом которых выступает струнный рельс.

Струнный рельс сочетает в себе свойства гибкой нити (на большом пролете между опорами) и жесткой балки (на малом пролете под колесом рельсового электромобиля и над опорой).

Монтаж струнного рельса в R&D-центре uSky в г. Шарджа (ОАЭ) / © Unitsky String Technologies Inc.

Надежность работы предварительно напряженных рельсо-струнных конструкций обеспечивается прочным анкерением напрягаемого элемента в упорном узле. Конструкция узлов анкерения предусматривает не только закрепление натянутых элементов стандартными цангами – зажимами в крайне ограниченном пространстве, но и сквозной проезд транспорта при необходимости.

Струнные элементы в корпусе рельса, в анкерных узлах заполняются специальной смесью – это дополнительное, дублирующее мероприятие фиксации напрягаемого элемента в узле крепления струн. Наличие особой смеси повышает долговечность напрягаемого элемента, его коррозионную устойчивость.

Для формирования траектории струнного рельса на заданной высоте над уровнем земли путевая структура фиксируется на промежуточных опорах с использованием креплений на них. Опорные узлы, предназначенные для закрепления предварительно напряженных конструкций рельса-струны на промежуточных опорах, должны воспринимать изгибающий момент, продольные и поперечные силы, возникающие как от собственного веса конструкции и расчетной ветровой нагрузки, так и от статических и динамических нагрузок, появляющихся при движении электромобилей.

Преимущества струнного рельса

Основные отличия технологии uST – значительное снижение материалоемкости пути, увеличение длины пролетов и уменьшение количества опор. Также это высокая прочность и ровность пути, отсутствие стыков и деформационных (температурных) швов. 

Юникар U4-430 на гибком струнном рельсе в ЭкоТехноПарке, г. Марьина Горка (Беларусь) / © Unitsky String Technologies Inc.

Модульность, максимальная унификация составных частей и масштабируемость струнного пути позволяют сократить сроки проектирования, организации производства и изготовления, что, в свою очередь, не исключает индивидуального подхода к каждому объекту.

Применение струнного транспорта позволяет перевозить грузы на дальние расстояния по территории с большой заснеженностью или с тяжелыми грунтовыми условиями, где устройство наземных дорог требует больших капиталовложений или ненадежно в эксплуатации. 

Расположение путевой структуры над землей значительно повышает безопасность скоростной перевозки людей (в сравнении с наземным транспортом), способствует бережному отношению к земельным угодьям (окружающей среде) и удешевлению строительства. 

Комментарии

  • Интересно, каковы грузоподъёмность, скорость, пропускная способность?

    • Грузоподъёмность именно этой путевой структуры до 60 тонн на пролёт. Скорость до 150 км/ч пассажирских модулей и до 120 км/ч грузовых. Пропускная способность, помню что очень высокая, но точнее лучше искать на сайте производителя UST.inc

  • Всем прекрасен транспорт, только он на полигоне, 10 лет катают туда сюда. Инвесторы заждались результатов с 2014 года.