Колумнисты

Разработана эффективная методика ИТ-обучения по принципу GameJam

Преподаватель Новгородского университета Андрис Иванов придумал и разработал обучающую программу для начинающих программистов формата «геймджема» (соревнования, когда за короткий период времени с нуля создается полноценный программный продукт). Уникальность методики заключается в том, что она не позволяет студентам пользоваться примерами и подсказками извне, обучая их самостоятельному командному решению нестандартных задач.

Сегодня, в эпоху развитых ИТ-технологий, создать видео игру можно даже без знания языков программирования. Например, с помощью таких современных игровых движков, как Unity или Unreal Engine. Однако такая автоматизация п-роцессов создания программных продуктов сильно вредит навыкам самих ИТ-специалистов, считает Андрис Иванов, преподаватель Политехнического колледжа Новгородского университета. Дело в том, когда за программиста некоторые задачи начинает решать некий алгоритм или искусственный интеллект, возникает явление карго-культа или слепого копирования действий без глубокого понимания процесса. А это приводит к ошибкам, неумению решать поставленные задачи без подсказок, помощи извне.

Разработанная Андрисом образовательная программа позволяет написать игру для старенькой игровой приставки PlayStation 2, которая требует нестандартных подходов к программированию (по ней мало информации в интернете) и которую не поддерживает не один современный игровой движок. При таком подходе могут помочь только собственные знания и способность креативно мыслить.

«С проблемой карго-культа я столкнулся лично сам, когда будучи начинающим специалистом захотел создать игру для PlayStation 2. И на решение простой задачи потратил больше полугода, — прокомментировал Андрис Иванов, разработчик методики. — Среди молодых программистов это, действиетльно, часто встречающееся явление, когда копируются куски кода без понимания, как они работают. Это приводит к тому, что на исправление ошибок в коде может быть потрачено больше времени, чем на это требуется. А сами специалисты теряют способность программировать продукты без платформ с автоматизированными алгоритмами».

Обучение по разработанной методике проходит в командах до пяти человек. Каждая из команд придумывает игру, которую хотела бы создать. И используя язык программирование Си, небольшой справочник и минимальный набор инструментов (блокнот и терминал для разработки), за ограниченное количество времени пишет программный продукт с нуля. Таким образом совместный процесс разработки игры позволяет студентам решать задачу, которую они сами себе поставили, с минимальной справочной поддержкой. Соблюдать четко установленные сроки и делегировать задачи между собой (что также является неотъемлемым навыком для работы в команде).

Как отметил Андрис, идея обучения через GameJam не нова. И применяется во многих образовательных процессах в области ИТ и высоких технологий. Однако если смотреть на аналогичные методики в области разработки видеоигр, видно, что все они заточены на современные игровые платформы, которые помогают создавать продукт с умными встроенными технологиями, снимая часть задач с разработчика. 

Сегодня интенсивы по созданию видеоигр для PlayStation GameJam успешно применяется в Новгородском университете и в его колледже и находят положительные отклики среди учащихся. В планах Андриса разработать программу обучения по созданию игр для Super Nintendo Entertainment System, 16-битной игровой приставки, выпущенной еще раньше, в 1991 году. Для нее будет использоваться язык программирования Assembler, который сегодня применяется для микроконтроллеров, востребованных во многих сферах жизни.