Колумнисты

Почти половина российских учителей видит в цифровых коммуникациях возможности для мотивации школьников

Чуть менее половины (45 процентов) российских учителей считают, что использование цифровых средств коммуникации (мессенджеров) позволяет им мотивировать учеников. Такие данные содержатся в исследовании Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», проведенного при поддержке образовательного сервиса Сферум. Исследование показало, что больше половины (56 процентов) педагогов активно используют мессенджеры для того, чтобы регулярно держать родителей в курсе всей школьной жизни, а не только информировать об оценках их детей. При этом 35 процентов опрошенных учителей отметили, что использование технологий цифровых коммуникаций дало им ощущение того, что родители их слышат. В то же время, по оценке педагогов, с момента начала пандемии со стороны родителей также возросла потребность в таком общении.

На коммуникации с родителями, учениками и коллегами педагоги тратят в среднем чуть более семи часов в неделю, при этом шесть из них – это общение в дистанционном формате. 15 процентов учителей рассказали, что продолжают регулярно проводить дистанционные уроки. Такой формат может быть удобен в различных ситуациях: от работы с учащимися с особыми образовательными потребностями до обеспечения образовательного процесса в отдаленных регионах или в случае ухудшения погодных условий.

В целом, в среднем 11 часов в неделю занимает у учителей работа с цифровыми устройствами. 96 процентов педагогов, принявших участие в исследовании, еженедельно используют в своей профессиональной деятельности компьютер, 90 процентов – телефон, 82 – электронный журнал и только 31 процент – интерактивную доску.

Учителя положительно относятся к использованию технологий – 60 процентов опрошенных педагогов верят, что оно повышает качество образования. 55 процентов учителей отметили, что технологии позволяют им эффективнее справляться с большим количеством дел, а 57 процентов считают, что цифровые инструменты дают им возможность лучше организовать повседневную жизнь.

Кроме того, 24 процента учителей рассказали, что технологии позволили снизить их рабочую нагрузку, а 18 – указали на снижение стресса. «Исследование Института образования показало, что российские учителя заинтересованы в использовании цифровых инструментов, видят в них плюсы для своей профессиональной деятельности и готовы обучаться более осознанному и эффективному их применению в своей работе. Учебный профиль Сферум в VK Мессенджере создан и развивается специально для всех участников образовательного процесса, и мы постоянно работаем над тем, чтобы наш сервис становился все более удобным для решения учебных задач», – отметил Рубен Акопов, руководитель сервиса Сферум, VK.

«Ключевая задача Института – обеспечить доказательную базу для принятия обоснованных решений в части развития образования. Учителя являются одной из приоритетных целевых групп для наших исследований. Результаты этого проекта помогут учителям лучше понять перспективы использования цифровых технологий в классе, а управленцам – поддерживать благоприятную образовательную среду, основанную на проверенных исследованиях и передовых практиках», – прокомментировал Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ.

В опросе Института образования приняли участие 3328 учителей из разных регионов России, 27 процентов – из маленьких населенных пунктов (менее трех тысяч жителей), 17 процентов – из городов-миллионников. 92 процента респондентов – женщины, средний стаж работы в школе – 25 лет. 90 процентов учителей были преподавателями начальных классов или педагогами по математике, русскому языку и литературе, иностранным языкам, информатике, истории, биологии и физике (остальные 10 процентов преподавали что-то другое). Исследование также включало интервью с 10 учителями – активными пользователями цифровых сервисов из разных регионов России. Опрос был проведен в апреле-июне 2023 года. Подробнее о результатах исследования можно прочитать здесь