Колумнисты

Ученые посчитали, сколько гаджетов приходится на одного российского дошкольника

За последние 10 лет доступность компьютеров для воспитанников детских дошкольных учреждений России возросла вдвое, однако затраты детсадов на покупку электронного контента и сейчас не превышают 15 рублей на ребенка в год. Исследование о применении электронных средств обучения в отечественных дошкольных организациях провели в Центре экономики непрерывного образования (ЦЭНО) Президентской академии.

Работа выполнена на открытых данных Минпросвещения России. В число электронных средств обучения, помимо персональных компьютеров и ноутбуков, входят также планшеты, интерактивные доски, сенсорные панели и др. Их использование в детских садах России строго ограничено санитарными нормами.

Так, с детьми младше пяти лет любые электронные средства использовать не разрешается. С пяти лет разрешены интерактивные доски и сенсорные панели, но не более, чем на 5-7 минут в день. С шести лет к обучению можно подключать и компьютеры, но не более, чем на 20 минут в день.

За прошедшее десятилетие обеспеченность воспитанников детсадов компьютерами, используемых на занятиях, улучшилась по стране практически вдвое: если в 2014 году на каждый такой компьютер приходилось по 36,8 детей, то в 2024-м уже 17,8. Похожая картина сложилась с обеспеченностью компьютерами воспитателей: 3,4 педработника на 1 компьютер в 2014 году и 1,8 – в 2024-м.

Правда, ситуация разнится от региона к региону: если в детских садах Северного Кавказа на один компьютер приходятся 78,8 человек, то на Урале – 15,6. В тройку лидеров компьютеризации входят Белгородская область – 2,9 ребенка на один компьютер, Ямало-Ненецкий автономный округ – 6,6 и Ханты-Мансийский автономный округ – 6,8.

А вот динамика доступа детсадовских компьютеров к интернету за тот же период выглядит менее оптимистично: 54,2% в 2014 году и 66,2% 10 лет спустя.

Самое популярное электронное устройство для обучения в детских садах в среднем по России – ноутбук (57% от общего количества устройств). На втором месте планшет (около трети устройств), на третьем – настольные компьютеры (12%).

«Популярность планшетов растет, хотя суммарно их можно использовать при обучении в детских садах не дольше, чем 10 минут в день. Возможно, стоит шире использовать мультимедийные проекторы, которые можно применять с пяти лет. Сейчас в российских детских садах 78 тысяч таких устройств на 2,9 млн ребят этой возрастной категории», – комментирует автор исследования, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) Президентской академии Алексей Тищенко.

Доступ к скоростному интернету в детских садах значительно уступает школам: для трети дошкольных учреждений этот показатель составляет от двух до 30 Мгбт в секунду.

Общие затраты на цифровизацию детских садов в 2024 году составили около пяти миллиардов рублей. В том числе 219 миллионов рублей было выделено на меры информационной безопасности. И лишь 44 миллиона — на приобретение цифрового контента, что в пересчете на одного воспитанника составляет лишь 15 рублей в год.

«15 рублей в год – это очень мало! Правда, часть средств, наверное, вносят местные органы власти. Но хотелось бы, чтобы у детских садов было больше возможности самостоятельного выбора, в том числе по покупке платного контента, отличающегося более высоким качеством», – подчеркнул Алексей Тищенко.

«Вопрос о том, насколько электронное обучение способствует развитию ребенка, до сих пор остается открытым. Даже в школе. А на дошкольном уровне возникает еще больше вопросов. С моей точки зрения, в рамках санитарных норм приобщать детей к электронным средствам обучения нужно, и особенно в отдаленных и труднодоступных местностях. Кроме того, это позволило бы компенсировать нехватку педагогов в сельских школах», – подытожил автор исследования.