Колумнисты

Коррупция оказалась не главной проблемой в госзакупках

Участники госзакупок считают низкое качество товаров и услуг и задержки в исполнении обязательств более значимыми проблемами, чем коррупцию. Ужесточение законодательства, направленное на регулирование госзакупок, в некоторых случаях может заметно снижать их эффективность. К таким выводам пришли ученые НИУ ВШЭ по результатам опроса заказчиков и поставщиков.

Статья, посвященная этому исследованию, вышла в журнале International Journal of Public Administration. На государственные закупки приходится значительная доля бюджетных расходов развитых и развивающихся стран. По данным Счетной палаты, в России в 2020 году на госзакупки было потрачено 8,9 триллионов рублей из бюджетов всех уровней, что составляет 8,3 процента ВВП.

Государственные закупки решают сразу несколько задач: помимо своего прямого назначения (находить поставщиков товаров и услуг), они стимулируют спрос, помогая малому и среднему бизнесу. Однако, чтобы этот механизм работал эффективно, нужны четкие правила, обеспечивающие прозрачность решений и равные возможности для участников торгов.

Многим развивающимся странам добиться этого непросто: исторически сложившиеся институты и культурные традиции предоставляют широкие возможности для коррупции. Но и ужесточение правил нельзя назвать идеальным решением: чрезмерное регулирование лишает систему госзакупок гибкости. Особенно очевидно это стало в таких необычных ситуациях, как локдауны из-за пандемии Covid-19.

Довольно часто при разработке правил эксперты учитывают только позицию государственных органов и ориентируются на их понимание эффективности госзакупок (которое обычно сводится к противодействию коррупции), не изучая опыт непосредственных участников торгов.

В рамках проекта Института анализа предприятий и рынков ВШЭ по эмпирическому анализу госзакупок исследователи опросили несколько сотен заказчиков и поставщиков, чтобы выяснить, по каким критериям они оценивают эффективность существующей системы и какие ее проблемы считают наиболее значимыми.

Чтобы учесть влияние пандемии на систему госзакупок и восприятие ситуации ее участниками, опрос проводился в два этапа: весной и осенью 2020 года. В выборку попали заказчики, разместившие не менее пяти контрактов в период с 2017 по 2019 год, и поставщики, которые участвовали в исполнении как минимум трех госконтрактов за тот же период (эти ограничения должны отсеять респондентов и организации без достаточного опыта в проведении закупок).

Как показал опрос, подавляющее большинство респондентов (77 процентов заказчиков и 67 процентов исполнителей) считают, что эффективная закупка должна характеризоваться «поставкой качественных товаров/работ/услуг». Второй по важности критерий — своевременное исполнение контракта. Борьбу с коррупцией опрошенные также называли в качестве одной из целей регулирования, но уделяли ей меньше внимания.

В целом респонденты ставили во главу угла интересы заказчика, причем вне зависимости от того, в какой роли они сами участвуют в закупках: у поставщиков этот вариант набрал почти столько же голосов, сколько и борьба с коррупцией (хотя, возможно, этот последний вариант они не выбирали осознанно, а скорее давали социально желательный ответ).

Похожим образом ответили респонденты на вопрос о проблемах: чаще всего они сталкиваются с поставками товаров, работ, услуг ненадлежащего качества (на это пожаловались 60 процентов опрошенных). Чтобы обезопасить себя от недобросовестных поставщиков, заказчики нередко выбирают исполнителей заранее, еще до размещения заказа; по мнению респондентов, так поступает около половины организаций-заказчиков. Причем большинство участников закупок считает, что в таких ситуациях заказчики преследуют благие цели (гарантия своевременного и качественного исполнения контракта).

Пандемия коронавируса дополнительно усложнила ситуацию с госзакупками: респонденты отмечают, что поставщики товаров и услуг стали чаще задерживать исполнение контрактов. Кроме того, многие подчеркивали неясность применения новых норм законодательства в условиях чрезвычайной ситуации, а заказчики дополнительно выделяли и рост цен. Исследователи ожидали, что многие упомянут упрощение процедуры как положительное следствие изменений регулирования, вызванных пандемией. Однако этот вариант выбрали только 10 процентов опрошенных.

«В настоящее время регулирование и мониторинг закупок нацелены в основном на соблюдение правил на этапе торгов. Однако этап исполнения в малой степени учитывается регулятором, в то время как он является наиболее важным для самих заказчиков. Это, в частности, выражается в очень детальных открытых данных на этапе торгов и заключения контрактов и в отсутствии адекватной информации по этапу исполнения.

Смещение основного фокуса регулятора и контролирующих органов на результативность закупок на этапе исполнения позволило бы сделать этап закупки более гибким и учесть интересы добросовестных заказчиков», — прокомментировал один из авторов статьи, доцент факультета экономических наук ВШЭ Андрей Ткаченко.

По мнению исследователей, улучшить ситуацию с госзакупками можно, если удастся наладить диалог между участниками торгов и госорганами, изучать и учитывать мнение разных сторон, прежде чем изменять правила. Одна из форм сбора отзывов о законопроектах — оценка регулирующего воздействия (ОРВ) нормативных актов.

В России для этой цели служит портал regulation.gov.ru. Однако пока ОРВ применяется только для оценки нормативных актов, регулирующих деятельность частного бизнеса. Целесообразно использовать этот механизм для получения обратной связи от организаций бюджетного сектора.

Комментарии

  • у, как всё запущено.
    Та же, Счётная палата, рассказала, что самый весомое снижение цен, с нормальным конкурентным предложением в госзакупках до 10 млн. руб.
    А вот там где больше... И цены никто не снижает, да и поставщики все свои.
    А так-то, да. Скрепки вовремя не поставят - всё, работа кончилась. Та что пусть ВШЭ уши не трёт, а делает нормальный анализ.

  • Само это исследование -- скрытая форма коррупции. В силу его совершенной ненужности. А ведь кто-то за него и на его проведение деньги получил...
    Вот типичный пример коррупционности системы госзаказов, как таковой: Например, в городе NN заключили контракт на выполнение снегоуборочных работ, выдали аванс на приобретение и подготовку снегоуборочной техники. на содержание аппарата фирм-исполнителей, а намедни эта техника, приобретенная на деньги жителей NN, была в больших количествах обнаружена в городе М...
    В данном случае единственным способом ликвидации самой возможности коррупции и качественного исполнения коммунальных работ была бы прямая оплата выполненных работ в соответствие с нормативными показателями по прямому подтверждению жителей коммун (скажем, выглянул председатель СМКД в окно, увидел, что снег на тротуаре не убран, открыл на экране интерактивную карту и поставил на ней черную метку -- и банк остановил перечисление средств дворнику или бригаде дворников).
    Увы, тогда исчезнет возможность получать откаты за оплату невыполненной работы, а потому придется прибегнуть к гораздо более долгому и неверному пути -- писать письмо в прокуратуру с предложением проверить соответствие оплаты выполненных работ, с проверкой этих работ на соответствие нормативам... Но до тех пор снег может растаять или его все же с опозданием уберут... А меж тем ходить мы будем по каше или по замерзшим колдобинам под ногами... Так как кто-то получил грант на опрос заказчиков и поставщиков госуслуг...

    • Если председатель СМКД хоть парой штрихов отличается от Голема, с одной стороны, и на ту же пару, от рыцаря на белом коне, с серебренными яйцами - будьте покойны - всё будет убрано. Метка будет стоять.

      • Стоило написать районному прокурору, что у меня под окном не канализационный колодец, а ночной Клондайк для аварийной службы Водоканала, как из Водоканала пришли три очень вежливых ответа на мои прежние обращения и колодец исправили днем и вот уже на 5 месяцев... С перепугу перестали течь и еще три колодца на нашей улице. )))
        Вот что животворящее слово районного прокурора творит!..

        • Если износ сетей, а износ по причине новых подключений (новые здания) в округе - испуг продлится недолго))

          • Придется обратиться к свято... то бишь, к прокурору выше -- за более животворящим словом... )))

  • Низкое качество товаров и услуг - это следствие отсутствия конкуренции, а оно, в свою очередь, следствие коррупции.