Ученые из Сколтеха разработали модель оценки риска заражения вирусом при посещении супермаркета. Авторы модели считают, что она поможет сформулировать научно обоснованные правила безопасного поведения в магазинах в условиях пандемии.
В работе, опубликованной в журнале PLOS One, приняли участие вице-президент Сколтеха в области искусственного интеллекта и математического моделирования, профессор Максим Федоров и научная группа директора Центра Сколтеха по научным и инженерным вычислительным технологиям для задач с большими массивами данных (CDISE), профессора Николая Бриллиантова.
Представленная в исследовании модель включает несколько компонент. Так, взаимодействие передвигающихся покупателей друг с другом и с препятствиями описывается на основе модели социальных сил. Она известна тем, что реалистично воспроизводит формирование очередей и заторов в стесненных пространствах, например поведение людей на лестницах и при эвакуации из здания.
Подход основан на вычислении нескольких «сил» (рисунок 1), каждая из которых соответствует склонности человека двигаться тем или иным образом — например, поддерживать комфортную скорость, приближаться к цели или избегать препятствий. Кроме того, учитывается стратегия покупателей и пространственная организация торгового зала. Известно, что для разных общественных мест — маленьких магазинов, супермаркетов, кафе — характерны разные сценарии поведения посетителей.
Опираясь на характерные именно для супермаркетов сценарии поведения, исследователи также рассматривают несколько вариантов планировки торгового зала. Они отличаются количеством «перекрестков» и шириной узких мест. Наконец, предложена модель передачи инфекции, основанная на процессах переноса инфицирующей субстанции – капель аэрозоля, содержащих вирус.
Исследователи провели на базе своей модели многопараметрическое численное моделирование, оценив риск заражения в зависимости от ряда факторов. В их числе количество (средняя плотность) посетителей, соблюдаемая или не соблюдаемая ими социальная дистанция, сценарии поведения, использование масок и геометрия торгового пространства. Выяснилось, что на уровень заражения в первую очередь влияет социальная дистанция, в то время как планировка супермаркета и стратегия совершения покупок не оказали на него существенного влияния.
Ученые также пришли к любопытному выводу, что увеличение плотности покупателей лишь незначительно повышает эффективность продаж. Соответственно, максимальное наполнение магазина посетителями нецелесообразно не только из-за риска заражения, но и с экономической точки зрения.
«Рабочую версию разработанной модели мы сделали публично доступной. Ее можно использовать для оценки влияния различных факторов на риск заражения. Например, можно оптимизировать работу магазина в условиях пандемии за счет регулирования потока покупателей, изменения расположения товарных полок и геометрии торгового пространства.
Хотя в рассмотренных нами планировках супермаркета существенного влияния геометрии пространства на распространение инфекции не наблюдалось, такое влияние нельзя исключить в других случаях», – уточнил Алексей Цуканов, один из авторов исследования.
Комментарии
=== на уровень заражения в первую очередь влияет социальная дистанция ===
А как же маски?! Где рефрен "маски помогают"? А то в интернетах клевещутЪ, что в Гэйнсвилле (Gainesville) родители сдали на анализ б/у маски, а в лабе вместо вируса в них нашли кучку других патогенов в количестве квантум сатис. Нужно срочно дезавуировать, заклеймить и разоблачить, а то народ, глядишь, начнёт мысли мыслить...
Они для ответственных людей. Не желающих заражать окружающих. А таких мало...
Ведь основное предназначение медицинской маски именно такое. Хирург её носит не для того, чтобы не заразиться от оперируемого. А если стоит вопрос "не заразиться"- посетите любой тубдиспансер. Дистанция и мощная вентиляция.
Да? А вот иммунолог Болибок утверждает, что маска снижает риск заражения для своего носителя аж в 25 раз, а маска на носителе -- только в четыре.
Так что носите маски.
И перчатки, разумеется! Без перчаток не победимЪ!
И правильно делает.
Как ещё лиц с пониженной социальной ответственностью заставить поступать правильно? Только играя на их гипертрофированном эгоизме.
Яркий пример того, что называется "ложь во спасение.
А вот с перчатками- тут всё верно, это снижает риск заражения. Причём не только коронавирусом.
В магазинах почти никто не заражается, это уже ясно. Если только в этих магазинах нет работающих кинотеатров без вентиляции.
Хорошее исследование, правда с момента заражения прошло полтора года, у нас идиоты, закрыли в торговых центрах все автоматические двери, и оставили одну которую надо трогать руками. То есть, мля, весь проходящий поток людей вынуждали идти по одному узкому пути, кто не заразится после этого? Идиотские правила всегда для всех, и руководство ТЦ понятия не имеют что они идиоты.