Информационное моделирование объектов (BIM) расширяет границы 2D, позволяя увеличить количество показателей проектирования. Белорусские инженеры в своем исследовании рассказали, какие преимущества обеспечило внедрение BIM при создании первого коммерческого транспортно-инфраструктурного комплекса «Юнилайт».
Помимо внедрения в BIM основных пространственных показателей (ширина, высота и глубина), возможны также:
• использование временного показателя в качестве четвертого измерения;
• прогнозирование стоимости проекта;
• учет аспектов окружающей среды и устойчивости зданий и сооружений;
• анализ особенностей управления объектами в течение всего срока службы.
Получается, что информационное моделирование объектов включает не просто геометрию. BIM позволяет проводить визуализацию объекта с учетом времени планирования и управления строительством, а также автоматически обнаруживать коллизии на этапе проектирования и устранять их.
Конструирование и реализация транспортно-инфраструктурного комплекса «Юнилайт» отличались от традиционной схемы проектирования и строительства, когда участники процесса (заказчик, проектировщик, строитель) пошагово выполняют свои функции.
Причина заключалась в том, что состоящие из разных компонентов объекты невозможно реализовать качественно и за сжатые традиционным способом. И это вызывает необходимость:
• проработки силовой части анкерной опоры, испытывающей воздействия горизонтальных усилий в сотни и даже тысячи тонн, что невозможно сделать без выполнения модели для ее расчета в специальных программах. Также для расчетов необходимы модели узлов и деталей конструкции, учитывающие геометрические размеры и габариты приближения юнимобиля и также находящиеся в разработке;
• выполнения модели путевой структуры с узлами крепления и анкерения всех предварительно напряженных элементов ее силовой части — струн, корпуса рельса, головки рельса и так далее;
• устройства посадочной площадки на силовой части анкерной опоры, имеющей сложную геометрию, а также учета габаритов рельсового электромобиля, норм безопасности и эргономики;
• создания модели, учитывающей габариты и эргономику пространства опоры для проектирования зоны обслуживания юнимобилей со всем необходимым оборудованием и инструментами.
Построение всех перечисленных моделей и проведение расчетов с учетом информации от всех участников одновременно стало возможным благодаря применению технологии BIM.
Используя BIM, белорусские инженеры провели детальный анализ всего транспортного комплекса на предмет ошибок. Специалисты выявили и устранили все недочеты еще на стадии проектирования, не допустив их возникновения в процессе возведения комплекса.
Также проводилась симуляция процесса строительства, благодаря чему были оптимизированы время работы дорогостоящей техники и объемы материальных ресурсов, а также определены сроки участия субподрядчиков в проекте.
Применение BIM позволило спрогнозировать возникновение аварийных ситуаций, смоделировать работу беспилотного управления и даже осуществить виртуальную эксплуатацию комплекса «Юнилайт» до его запуска.
В конечном итоге внедрение BIM сократило сроки разработки комплекса «Юнилайт» на 30 процентов и позволило еще на ранних этапах оценить объемы материальных ресурсов и стоимость строительства.
Комплекс «Юнилайт» апробирован и введен в эксплуатацию уже более года назад. За это время подвижной состав комплекса прошел более 5000 километров.