Колумнисты

Границы нарушений речевого развития у детей оказались размытыми

Новое исследование ученых из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ и Института лингвистики РАН меняет представление о развитии речи у детей — границы между нормой и нарушениями не так очевидны, как предполагалось ранее. Ученые протестировали более 100 русскоязычных детей в возрасте от четырех до семи лет и выяснили, что некоторые дети с нарушениями речевого развития показывают в языковых заданиях высокие результаты, аналогичные сверстникам без диагноза, и наоборот.

Исследование опубликовано в Journal of Speech, Language, and Hearing Research. Описание речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является сложной задачей для исследователей, поскольку каждый ребенок демонстрирует уникальный языковый профиль, а попытки классифицировать их по сходным группам не всегда успешны. Разнообразие симптомов лучше всего объясняет модель континуума/спектра, в рамках которой речевые профили можно описать как степени развития определенного языкового уровня, а не как дихотомия нормы и нарушения.

Исследователи Центра языка и мозга предположили, что такая модель позволит описать речевое развитие не только детей с ОНР, но и детей без диагноза, которые отличаются темпами освоения языка. Чтобы проверить эту гипотезу, ученые оценили языковые способности русскоязычных детей с общим недоразвитием речи в возрасте от четырех до семи лет и их сверстников с типичным развитием. Дети выполняли 11 заданий из теста речевых навыков «КОРАБЛИК», оценивающих компетенции ребенка в понимании и порождении звуков, слов, предложений и текста. Эти навыки соответствуют фонологическому, лексическому, морфосинтаксическому и дискурсивному уровням языка.

Дети определяли, совпадают ли услышанные слова, повторяли несуществующие, соотносили слово с картинкой. Например, при вопросе «покажите бабочку» на картинках были три отвлекающих изображения: «бабушка», «муха» и «дедушка». В последнем задании они слушали сказку, отвечали на вопросы и придумывали на основе картинки рассказы с завязкой, кульминацией и развязкой.

Результаты исследования показали наличие двух смешанных групп, в которых диагноз не влиял на снижение результатов: дети с ОНР и без него показали как высокие, так и низкие результаты. Так, в первую группу вошли дети с высокими результатами в тестах (45 детей без ОНР и 24 ребенка с ОНР), во вторую — с более низкими (8 детей без ОНР и 29 детей с ОНР).

Участники из группы с более высокими баллами испытывали трудности на одном либо двух языковых уровнях в зависимости от возраста: четырехлетние дети набрали низкие баллы одновременно на фонологическом и дискурсивном уровнях, а дети в возрасте 5–7 лет столкнулись с проблемами только на одном из уровней (фонологическом или дискурсивном). В то же время дети из группы с более низкими баллами вне зависимости от возраста показали низкие результаты сразу по двум, а иногда и всем четырем языковым уровням. Таким образом, ученые подтвердили гипотезу, что модель спектра можно использовать при работе с детьми с типичным развитием для оценки индивидуальных особенностей усвоения того или иного уровня языка.

«Существует мало экспериментальных доказательств того, что модель континуума/спектра может применяться для клинической группы детей с общим речевым недоразвитием. Наша работа и опыт других исследований, посвященных расстройствам аутистического спектра, синдрому дефицита внимания, демонстрируют высокий потенциал подобного подхода для оценки развития речи и языка. Применение комплексного подхода в диагностике ОНР позволит клиницистам работать с каждым ребенком индивидуально и сосредоточиться на конкретных речевых нарушениях и их тяжести», — отмечает один из авторов статьи, научный сотрудник Royal Holloway (Лондонский университет) Анастасия Лопухина.

В отличие от детей с нарушениями речевого развития, ни один ребенок с типичным развитием не испытывал трудностей на морфосинтаксическом уровне, то есть в умении правильно использовать и сочетать грамматические структуры и строить предложения.

«Мы обнаружили, что языковые навыки детей с ОНР и детей с типичным развитием языка могут варьироваться от высоких до низких на всех уровнях понимания и порождения. Дети, находящиеся в середине этого спектра, имеют индивидуальные сильные и слабые стороны в зависимости от степени развития того или иного языкового уровня, — комментирует один из авторов статьи, младший научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Милитина Гомозова. — Поэтому для описания языкового профиля ребенка следует использовать задания, оценивающие все уровни языка. Для точной диагностики развития детей важна комплексная оценка языковых способностей».

В ходе исследования ученые также определили, какие комбинации уровней вызывали наибольшее количество ошибок. Понимание таких комбинаций важно для разработки эффективных методов коррекции.