Колумнисты

В УрФУ узнали, что рынок экологических товаров находится на начальной стадии, но динамичен и растет

Рынки экологических товаров не развиты в странах «Большой двадцатки» и в мире в целом, полагают исследователи из России, Ирана и Ганы. Так, согласно докладу Всемирной торговой организации, в 2020 году торговля экологическими товарами составляла лишь пять процентов от общего объема мировой торговли. При этом на развитые страны приходилось 69,82 процента, на страны со средним уровнем дохода — 30,16 процента, а на страны с низкими доходами — 0,2 процента.

Как экологические товары и низкоуглеродные технологии стран «Большой двадцатки» влияют на смягчение ухудшения состояния окружающей среды, исследователи описали в журнале Geoscience Frontiers.

«Большая двадцатка» (G20) — это клуб правительств и глав центральных банков государств с наиболее развитой и развивающейся экономикой. В совокупности G20 представляет 85 процентов мирового валового национального продукта, 75 процентов мировой торговли и две трети населения мира. На экономики стран G20 приходится около 80 процентов мировых выбросов парниковых газов.

По данным ООН, в мире насчитывается один миллиард пассажирских автомобилей, а к 2030 году их число может удвоиться. Автомобили производят около четверти всех выбросов парниковых газов. Направленные меры на сокращение этих эмиссий привели к росту инвестиций в «зеленые» технологии, которые, по данным Конференции ООН по торговле и развитию, составляют 600 миллиардов долларов в год.

«Мы не можем говорить о положительном влиянии экологических товаров на окружающую среду, поскольку доля этих товаров крайне незначительная в общем объеме мировой торговли. Она просто не компенсирует негативные экологические эффекты, создаваемые другими секторами, — поясняет соавтор исследования, старший преподаватель базовой кафедры «Аналитика больших данных и методы видеоанализа» УрФУ Агбозо Эбенезер. — Исправить ситуацию поможет налаживание сотрудничества между странами с высокими и низкими уровнями дохода. Кроме того, государственное регулирование экологической нормативно-правовой базы может простимулировать рост инвестиций в развитие экологически нейтральных проектов».

Один из удачных примеров реализации экологичных товаров — продажа электромобилей, добавляют исследователи. Так, по данным Международного энергетического агентства, в 2021 году продажа электромобилей составила около 10 процентов от общего объема продаж автомобилей в мире. Объем мирового рынка электромобилей в 2021 году составил 170 млрд долларов, а к 2022 году увеличился до 208,6 млрд долларов. По ожиданиям аналитиков, к 2030 году объем рынка электрокаров может достичь 1,1 триллионов долларов.

Среди основных факторов, стимулирующих рост спроса на электрокары — законодательные и административные инициативы правительств. К примеру, страны-члены Евросоюза приняли решение запретить продажи автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к 2035 году.

«Успех продаж электромобилей объясняется работой правительств по “озеленению” экономики и ростом цен на нефть. Но главный фактор — инвестиции. В 2021-м в субсидии и стимулы для производства электромобилей было вложено более 30 миллиардов долларов. Так, Китай активно субсидирует производителей электрокаров и вводит налоговые льготы для покупателей транспорта на новых источниках энергии. По итогам 2022-го, в Китае было продано 6,6 миллионов электромобилей, что на 94 процента больше, чем в 2021-м», — комментирует лаборант-исследователь Школы экономики и менеджмента УрФУ Али Эрнест.

Таким образом, эксперты полагают, что рынок экологических товаров все еще находится на начальной стадии развития, но динамичен и растет. Так, по прогнозам ВТО, рынок вырастет с примерно 552 миллиарда долларов в 2022-м до примерно 690 миллиардов долларов к 2026 году.