Исследователи Научно-учебной лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов НИУ ВШЭ Надежда Глебко и Елена Горбунова изучили особенности «синдрома утенка» — предпочтение пользователями старой версии интерфейса новой. Ученые сравнили его с другими когнитивными искажениями: эффектом знакомства с объектом, эффектом владения и отклонением в сторону статус-кво.
Результаты исследования опубликованы в журнале «Психологические исследования: электронный научный журнал». Взаимодействие с мобильными и компьютерными интерфейсами занимает минимум 4–5 часов пользовательского времени в день. При этом любой интерфейс регулярно обновляется и подвергается различным изменениям дизайна — как для введения новых функций, так и с целью улучшения удобства пользователей. От того, как проходит адаптация пользователя к изменениям, зависит характер его дальнейшего взаимодействия с интерфейсом.
Исследователи отмечают, что взаимодействие с цифровой средой влияет на работу нашей психики и приводит к появлению новых психологических механизмов. Один из них — это «синдром утенка», предпочтение первой версии интерфейса всем последующим. После очередного обновления пользователи хотят, чтобы интерфейс не менялся, особенно если приложением или сайтом они пользуются регулярно. Среди ярких примеров проявления синдрома — активные призывы пользователей «вернуть стену» в социальной сети «ВКонтакте».
Термин был заимствован из биологии, где под ним понимается импринтинг, или запечатление животного на первый увиденный в жизни объект как на свою мать. Австрийский ученый Конрад Лоренц исследовал этот феномен и «запечатлевал» гусят на себя вместо их биологической матери. Из-за ошибки в переводе с немецкого на русский этот феномен стал известен не как «синдром гусенка», а как «синдром утенка».
Исследователи из Научно-учебной лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов ВШЭ рассматривают «синдром утенка» как особый феномен человеческой психики, возникший в результате взаимодействия с цифровой средой. В своей работе они сравнили его с уже известными когнитивными искажениями: эффектом знакомства с объектом, эффектом владения и отклонением в сторону статус-кво.
Среди когнитивных искажений «синдром утенка» похож на эффект знакомства с объектом, когда человек предпочитает знакомый объект незнакомому. Однако «синдром утенка» акцентирует внимание именно на процессе взаимодействия с интерфейсом, а не на самом интерфейсе. Пользователь оценивает прежде всего удобство выполнения задач с помощью этого приложения или сайта. Если бы пользователь не взаимодействовал с приложением или сайтом, то не реагировал бы на изменения так активно.
«Синдром утенка» также напоминает эффект владения, когда человек больше ценит те объекты, которые уже имеет, а не те, которые может приобрести. Однако эффектом владения объяснить предпочтение старого интерфейса новому сложно, ведь интерфейс — это не вещь и владеть им нельзя. «Синдром утенка» связан прежде всего с важностью первого взаимодействия с интерфейсом, а не обладания им.
Еще один пример когнитивного искажения — отклонение в сторону статус-кво, когда человек хочет, чтобы объекты не менялись. Это искажение более других эффектов напоминает «синдром утенка», однако вновь не охватывает все стороны описываемого явления, прежде всего специфику цифровой среды.
Исследователи отмечают, что ключевое отличие «синдрома утенка» от уже известных когнитивных искажений — акцентирование внимания на процессе взаимодействия пользователя с интерфейсом. Этот синдром не сводится только к психологическим особенностям пользователя или характеристикам интерфейса.
«Результаты нашей работы могут помочь в разработке наиболее безболезненной интеграции обновлений в цифровые продукты. Например, не стоит менять весь интерфейс сразу (цвет, кнопки, шрифты), лучше делать это шаг за шагом. Тогда пользователь сможет привыкать к ним постепенно и не уйдет от сервиса», — комментирует автор статьи Надежда Глебко, стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов. Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2022 году.
Комментарии
"Как баран на новые ворота"...