После терактов в США 11 сентября 2001 года случаи выброса китов на берег заметно сократились. Discovery Channel объясняет, как эти факты связаны между собой и как звуком можно убить десятитонное животное.
Океан никогда не был пространством абсолютной тишины. Он полон естественных шумов биологического происхождения: многие рыбы издают разные звуки — свистят, урчат, пищат, гудят и даже ворчат с помощью вибраций спинного хребта и плавательного пузыря, который они используют в качестве резонатора, а, например, омары с громким скрипом трут усики о панцирь.
В воде все эти кажущиеся негромкими звуки распространяются в пять раз быстрее, чем в воздухе, так как плотность среды гораздо выше. Поскольку услышать что-либо под водой гораздо легче, чем увидеть, китообразные (киты, дельфины, нарвалы, кашалоты, морские свиньи, афалины) почти полностью полагаются на слух. К тому же зрение у них развито не очень хорошо, а обоняние атрофировано, поэтому слух — основной ориентир животных. Он нужен для миграции и навигации, охоты и поиска партнеров для спаривания, воспитания потомства и коммуникации с сородичами.
Примечательно, что слышат киты нижней челюстью, от которой резонанс распространяется на внутреннее и среднее ухо, а звуки, которые они используют для общения, за мелодичность и повторяющийся характер называют «песнями китов». На самом деле сложно назвать песней рёв в 189 децибел, который издает синий кит, однако именно благодаря такому диапазону подводные обитатели раньше легко могли услышать друг друга за тысячу километров. Но в последние годы пространство для общения синих китов сократились на 90% — об этом сообщается в докладе Международного фонда защиты животных, опубликованных в докладе «Шум в океане: приглушите звук».
Как это ни удивительно, но составить достойную конкуренцию самым громким созданиям на нашей планете под силу только человеку. Не без помощи технического оборудования, конечно. Например, в целях нефтегазовой сейсморазведки ежедневно как минимум 22 буксира с пневмопушками (аэрогенераторами) на борту выходит в открытое море. Эти пушки в течение нескольких месяцев стреляют сжатым воздухом в воду каждые 10 секунд. Приборы регистрируют эффекты отражения и преломления упругих волн, и по их показателям можно делать точные прогнозы, где именно на морском дне следует искать залежи полезных ископаемых, что делает сейсмическую разведку в энергетической области в разы дешевле.
Однако пульсирующий звук, возникающий от выстрелов этих аэрогенераторов, достигает 259 децибел и при этом распространяется на несколько тысяч километров вокруг. Помимо них, для сейсмоакустического профилирования морского дна используются и другие оглушительные технологии: установки газовой детонации, шланговые взрыватели, многолучевые эхолокаторы, электроискровые сейсмические источники, уровень импульсного шума которых выходит за 230 дБ.
Одного этого уже было бы вполне достаточно, чтобы серьезно навредить подводным обитателям: шум, превышающий 130 дБ, опасен для человека, а 160 дБ и выше вызывает разрыв барабанной перепонки и легких, контузию и летальный исход. Звук выше 200 дБ признан шумовым оружием. Но кроме сейсморазведки, которая для китообразных примерно то же самое, что для человека лязг, скрежет, грохот отбойного молотка по листам железа или взлетающая реактивная ракета, в океане достаточно и другого антропо- и техногенного шума.
Военные сонары, которые используют, чтобы точно засечь подводную лодку или другую цель на большом расстоянии, излучают мощные акустические импульсы на несколько километров от себя и принимают их обратно отраженными от цели. Такие звуковые сигналы считаются одними из самых мощных звуков под водой, а частота их превышает 10 килогерц.
Для подводных обитателей шум, вызванный вмешательством человека в звуковое пространство океана, — не просто раздражающий фактор вроде соседей, которые четвертый месяц подряд делают ремонт. Он несет серьезную угрозу не только здоровью животных, но и их жизни. Звуковая атака настолько сильна, что нередко заставляет китообразных целыми группами выбрасываться на берег, спасаясь от пугающего, непонятного грохота. Гребные винты кораблей, которые при работе издают звуки в диапазоне от 20 до 300 герц, также зачастую дезориентируют китов: животные принимают их за разговор сородичей и устремляются навстречу, отчего в большинстве случаев погибают или оказываются выброшенными на сушу, потеряв ориентацию в пространстве. После терактов 11 сентября США в несколько раз сократили количество морских перевозок в целях безопасности, и в скором времени специалисты зафиксировали, что таких китов и дельфинов стали гораздо реже находить на побережье.
Более того, стремясь как можно быстрее удалиться от источника страшных звуков, киты слишком резко всплывают на поверхность, отчего у них развивается кессонная болезнь: у многих найденных подводных млекопитающих найдены пузырьки воздуха внутри и обширные кровоизлияния. Дальнейшие исследования выявили, что у особей, оказавшихся слишком близко к подводным взрывам в ходе сейсморазведки, имеются повреждения внутреннего уха и слухового аппарата. Не идёт на пользу китообразным и общее постоянное состояние тревожности: глюкокортикоид — гормон стресса, вырабатывающийся в экстремальной ситуации, в больших количествах подрывает иммунную систему и в конечном счете приводит к гибели.
В настоящий момент действенных и эффективных методов решения проблемы не существует. Справиться с ней можно лишь устранив источник звука — то есть перестать использовать все прогрессивные технологии: пневмопушки, взрыватели, гидроакустические системы, корабли, танкеры, лайнеры, эхолокаторы и установки детонации. На такой шаг согласится далеко не каждая корпорация, занимающаяся нефтегазодобычей, пассажирскими перевозками, подводными исследованиями, не говоря уж о специалистах военной отрасли. Поэтому большинство современных предложений по нивелированию негативного влияния человечества на жителей океана, носит, скорее, дискуссионный характер: разработка специальных карт и мобильных приложений для капитанов судов, показывающие, где можно проходить, а где нет, а также разработка проекта более эффективных винтов для кораблей, которые бы позволили снизить уровень их шума.
Более подробно с этой теме можно ознакомиться в документальном фильме «Оглушающий океан», премьера которого состоится 23 октября в 18:00 на Discovery Channel.