Новая работа указала на способность насекомых по-настоящему переживать болевые ощущения и поставила вопрос об этичном обращении с этими беспозвоночными.
Ученые из Великобритании провели большой обзор более ранних исследований, связанных с поведенческими и физиологическими аспектами реакции насекомых на болевые стимулы. Авторы пришли к выводу о том, что эти беспозвоночные способны переживать боль так же, как «высшие» животные. Такие результаты вновь поднимают вопросы о наличии у насекомых сознания и о том, насколько этично наше обычное безжалостное отношение к ним. Статья Ларса Читтки (Lars Chittka) и его коллег готовится к публикации в журнале Proceedings of the Royal Society B и пока доступна на сервере препринтов.
Ларс Читтка из Лондонского университета королевы Марии известен своими необычными экспериментами, посвященными когнитивным способностям насекомых. В этот раз он вместе с соавторами провел обзор предыдущих исследований, связанных с переживанием этими животными болевых ощущений.
Прежде всего авторы подчеркивают различие между ноцицепцией — активностью нервной системы, которая вызывается болевыми стимулами — и «высшим» субъективным переживанием боли. Ноцицепция, без сомнения, есть у насекомых и обеспечивает быструю реакцию на опасные стимулы. Но как насчет субъективного переживания? Чтобы определить его, Читтка и коллеги рассматривают «нисходящий порядок ноцицепции» (восприятия боли) — иначе говоря, способность нервной системы вмешаться в машинальную работу рефлексов и проявить новую реакцию на болевой раздражитель.
«Одно из главных свойств человеческого восприятия состоит в его способности модулироваться сигналами мозга, — сказал один из авторов работы в интервью для The Newsweek. — Солдаты могут продолжать сражаться, даже получив серьезные ранения, пока собственные опиаты тела подавляют ноцицептивный сигнал. Мы можем сознательно «стиснуть зубы» и перетерпеть боль, если такое поведение позволит получить дополнительные выгоды или признание. Так что мы задались вопросом о том, есть ли в мозге насекомых аналогичные механизмы».
Обзор литературы позволил ученым найти целую серию примеров подобного поведения у насекомых, позволяющего им гибче реагировать и адаптироваться к опасности в различных обстоятельствах. В частности, ощущая боль, они демонстрируют пониженный аппетит и заторможенное пищевое поведение. При этом, в отличие от млекопитающих, нейроны этих беспозвоночных не имеют опиоидных рецепторов. Ученые предполагают, что в их нервной системе такую роль могут играть другие пептиды — возможно, дросульфакинин, аллостатин-С или лейкокинин.
Все это приводит к выводу о том, что насекомые способны к настоящему «субъективному переживанию боли», подобно млекопитающим. Исходя из ноцицепции и реакции на боль, Читтка с коллегами определяют восемь критериев, на основе которых можно делать выводы о возможном наличии сознания: наличие самих ноцицепторов; наличие областей мозга, где происходит интеграция информации; присутствие связей между сигнальными путями ноцирецепторов и интегративными областями и так далее.
Опираясь на эти критерии, биологи делают довольно маргинальный вывод о том, что у насекомых имеется все, необходимое для сознания. Они считают, что это ставит новые вопросы об этичности обращения с этими беспозвоночными в сельском хозяйстве и даже при проведении научных экспериментов.
Комментарии
Теперь буду давить комара, залетевшего ко мне в комнату в 3 часа ночи, с особым удовольствием))
Ну, всегда убивал насекомых лишь в целях самозащиты, никогда понапрасну не мучая.
Их "сознание", есть оно или нет, недостаточно развито для понимания того, что не стоит лезть кусать существо, способное раздавить его ленивым движением пальца.
Насекомые решили что биологи могут переживать боль
"И ведь что замечательно! Если существо маленькое, если его легко отравить какой-нибудь химической гадостью или просто раздавить пальцем, то с ним не церемонятся. У такого существа, конечно же, инстинкт, примитивная раздражимость, низшая форма нервной деятельности…" (А. и Б. Стругацкие. Сказка о тройке)
Выводы просто 10 из 10 - насекомому оторвал лапку и оно теперь не хочет бегать за едой не потому что без лапки это делать сложнее, опаснее, неудобнее и т.д., а потому что ему грустненько.
Предлагаю этим учёным посмотреть старого доброго терминатора, который "не чувствует боли, но чувствует ущерб" и подстраивает свои действия на основе этого ущерба.